Банкротство кредитных организаций: признаки, особенности, последствия, возврат страховой суммы

Внешние причины

Внешние причины непосредственно не связаны с работой банковского учреждения. К внешним факторам возникновения рисков относится растущая инфляция, потеря ключевых клиентов, снижение доходов населения. Банки в полной мере испытывают на себе кризисы финансовой системы, тяжесть налогов, последствия конкуренции на рынке кредитных услуг.

Подать заявление в арбитражный суд на признание банка банкротом может сам должник, Центробанк РФ, уполномоченные лица (например, сотрудники ФНС), а также кредиторы, задолженность банка перед которыми превышает 500 МРОТ. Сама процедура состоит из нескольких стадий:

Очередность погашения долгов

После реализации имущества на торгах погашение долговых обязательств осуществляется в определенной очередности. Рассмотрим, как выглядит очередность:

  • прежде всего, требуется оплатить судебные издержки, а также труд арбитражного управляющего;
  • затем выполняются долговые обязательства перед работниками, осуществляющими деятельность на основе трудовых договоров;
  • после необходимо расплатиться с государственными органами.

В последнюю очередь погашаются долговые обязательства перед иными кредитными компаниями и вкладчиками банка.

После реализации имущества на торгах погашение долговых обязательств осуществляется в определенной очередности. Рассмотрим, как выглядит очередность:

Реорганизация

В целях предупреждения банкротства кредитное учреждение может быть реорганизовано по требованию ЦБ либо по желанию акционеров. Данный вид ликвидации сохраняет активы компании, не вредит платежной системе государства. Изменение правового режима банка осуществляется путем:

  • присоединения к другой организации;
  • слияния;
  • разделения;
  • преобразования;
  • выделения.

Реорганизация убыточной организации проводится по согласованию его учредителей, которые обязаны в течение месяца уведомить своих кредиторов о принятом решении. При этом учитываются интересы всех клиентов и вкладчиков. Информация о событии размещается на официальном сайте и специализированных изданиях. В течение периода реорганизации банк обязан предоставлять существенную информацию, касающуюся его финансовой деятельности (изменение прибыли, убытков, увеличение стоимости активов, продажа акций).

Учреждение считается реорганизованным после внесения соответствующей записи в государственный реестр.

В успехе мероприятия заинтересованы:

Положения по ситуации


Если назначается арбитражный управляющий, у него должна быть соответствующая квалификация и лицензия. У него должен быть квалификационный аттестат, выдаваемый Банком Росси. В процессе своей работы управляющий может пользоваться только корреспондентским счетом организации, открытым в Банке России.

Последствия банкротства кредитных организаций

Открытие производства по банкротству кредитных предприятий сопровождается:

  • лишением прав на проведение кредитных операций;
  • запретом на начисление штрафных санкций, пени, неустойки;
  • поиском конкурсной массы для возможной продажи через торги имущества компании на стадии конкурсного производства;
  • вводом запрета на продажу имущества компании до введения конкурсного производства;
  • передачей дел, активов, печатей от руководителя компании к конкурсному управляющему.

Этап может занимать около 6-ти месяцев. В отдельных случаях, возможно продление сроков еще на 6 мес.

  • почтовых затрат для отправления заказных писем кредиторам (цена одного заказного письма с уведомлением составляет 60 рублей). В среднем на это идет 1 000 рублей.
  • публикации сведений в реестре ЕФРСБ. На количество публикаций влияет число включенных в реестр кредиторов и количество процедур. В среднем эти затраты оцениваются суммой 800 рублей;
  • числа публикаций в издании «Коммерсантъ». В некоторых случаях требуется услуга печатания материалов при введении реструктуризации и при объявлении торгов с реализацией имущества. Оценка услуги 10−20 тыс. рублей;
  • прочих незначительных трат на организацию торгов, банковские комиссии и др. Стоимость мелких услуг достигает 2−3 тыс. рублей.

Закон о банкротстве относит кредитные организации, банки, наряду со страховыми организациями и профессиональными участниками рынка ценных бумаг, к числу финансовых организаций.

Порядок и условия осуществления мер по предупреждению несостоятельности (банкротства) кредитных организаций, а также особенности оснований и процедур признания кредитных организаций несостоятельными (банкротами) и их ликвидации в порядке Конкурсного производства установлены Федеральным законом -“О несостоятельности (банкротстве)кредитных организаций” №40-ФЗ (далее – Закон о банкротстве кредитных организаций).

Необходимость особого правового регулирования отношений, связанных с несостоятельностью (банкротством) кредитных организаций, продиктована тем, что в отличие от большинства других коммерческих организаций кредитные организации обладают специальной (целевой) правоспособностью, в рамках которой они могут выполнять банковские операции и совершать определенные сделки.

Необходимо отметить, что под банкротством кредитной организации понимается признанная арбитражным судом ее неспособность удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей (ст. 2 Закона о банкротстве кредитных организаций).

Под обязанностью кредитной организации по уплате обязательных платежей понимается обязанность кредитной организации как самостоятельного налогоплательщика по уплате обязательных платежей в соответствующие бюджеты, а также обязанность кредитной организации по исполнению поручений (распоряжений) о перечислении со счетов своих клиентов обязательных платежей в соответствующие бюджеты.

Кредитная организация считается неспособной удовлетворить требования кредиторов, если соответствующие обязанности не исполнены ею в течение 14 дней со дня наступления даты их исполнения или если после отзыва у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций стоимость ее имущества (активов) недостаточна для исполнения обязательств кредитной организации перед ее кредиторами или обязанности по уплате обязательных платежей.
Кроме того, требования к кредитной организации в совокупности должны составлять не менее 1000 МРОТ.

Особенностью возбуждения арбитражным судом дела о несостоятельности кредитной организации является тот факт, что заявление о признании кредитной организации банкротом может быть принято лишь после отзыва Банком России лицензии на осуществление банковских операций.

Отзыв лицензии производится Банком России либо по своей инициативе, либо по заявлению должника, кредиторов (в том числе граждан, имеющих право требования к кредитной организации по договору банковского вклада или договору банковского счета) и уполномоченных органов.

Основаниями для отзыва лицензии у кредитной организации могут служить, в частности, установление недостоверности сведений, на основании которых выдана лицензия, задержка начала банковских операций, предусмотренных лицензией, более чем на год со дня ее выдачи, установление фактов недостоверности отчетных данных, осуществление, в том числе однократное, банковских операций, не предусмотренных лицензией, и т.д. Перечень оснований, закрепляемых в ст. 20Федерального закона” О банках и банковской деятельности” №395-ФЗ (далее – Закон о банках), является закрытым.

Согласно действующему российскому законодательству до дня отзыва лицензии могут быть реализованы следующие досудебные меры по предупреждению банкротства кредитных организаций:

– финансовое оздоровление;
– назначение временной администрации по управлению кредитной организацией;
– реорганизация кредитной организации.

При определении основных целей мероприятий по финансовому оздоровлению законодательство исходит, во-первых, из необходимости восстановления собственного капитала кредитной организации до величины, при которой будут выполняться обязательные экономические нормативы, во-вторых, из установления факта возврата кредитной организации к нормальной и устойчивой работе.

В этих целях могут осуществляться разнообразные меры «досудебной санации»:

  • оказание финансовой помощи кредитной организации ее учредителями (участниками) и иными лицами;
  • изменение структуры активов и структуры пассивов кредитной организации;
  • изменение организационной структуры кредитной организации;
  • приведение в соответствие размера уставного капитала кредитной организации и величины ее собственных средств (капитала).

Финансовая помощь кредитной организации может быть оказана в виде:

  • размещения денежных средств на депозите в кредитной организации со сроком возврата не менее 6 месяцев и с начислением процентов по ставке, не превышающей ставки рефинансирования ЦБ РФ;
  • предоставления поручительств (банковских гарантий) по кредитам для кредитной организации;
  • предоставления отсрочки и (или) рассрочки платежа;
  • перевода долга кредитной организации с согласия ее кредиторов;
  • отказа от распределения прибыли кредитной организации в качестве дивидендов и направления ее на осуществление мер по финансовому оздоровлению данной кредитной организации;
  • дополнительного взноса в уставный капитал данной кредитной организации;
  • прощения долга кредитной организации;
  • новации (ст. 8 Закона о банкротстве кредитных организаций»).

В определенных случаях Банк России вправе назначить специальный орган управления кредитной организацией – временную администрацию, которая полностью либо частично будет осуществлять полномочия исполнительных органов банка.
В период деятельности временной администрации полномочия исполнительных органов кредитной организации могут быть либо ограничены, либо приостановлены. Временная администрация назначается на срок не более 6 месяцев.

Еще одной мерой по предупреждению банкротства, осуществления которой Банк России вправе требовать от кредитной организации, является реорганизация.
Реорганизация кредитной организации осуществляется в форме слияния или присоединения на основании соответствующих договоров, в которых и устанавливаются условия и сроки реорганизации.

Из процедур банкротства в отношении кредитных организаций оставлено только кокурсное производство. Предусмотренные Законом о банкротстве процедуры наблюдения, финансового оздоровления, внешнего управления и мирового соглашения при банкротстве кредитной организации не применяются.
Наличие признаков несостоятельности кредитной организации является основанием для признания ее банкротом и открытия конкурсного производства.

В настоящее время конкурсным управляющим может быть либо специализированный орган – Государственная корпорация «Агентство по страхованию вкладов» (далее – Агентство). Законодатель признает необходимость государственного участия в контроле за процессом осуществления процедуры конкурсного производства в отношении кредитной организации. Агентство обеспечивает такое государственное участие путем решения задач двоякого рода: во-первых, задач конкурсного производства (специальных задач), во-вторых, задач общего характера, направленных на выявление причин и условий, вызвавших банкротство кредитной организации, разработку предложений по предупреждению банкротства в банковской системе.

Наряду с Агентством в роли конкурсного управляющего может выступать аккредитованное Банком России физическое лицо. Оно осуществляет свои функции в отношении кредитных организаций, не имевших лицензии Банка России на привлечение денежных средств физических лиц во вклады. Порядок и основания аккредитации таких лиц, продление срока действия или аннулирование аккредитации, переоформление и др. регулируютсяПоложением ЦБРФ “Об акредитации арбитражных управляющих при банкротстве кредитных организаций” №265-П.

Кредиторы вправе предъявлять требования к кредитной организации в любой момент в период действия временной администрации, а также в ходе конкурсного производства.

Имеется определенная специфика и в порядке удовлетворения требований кредиторов. Так, требования Агентства по договорам банковского вклада и договорам банковского счета, перешедшие к нему в соответствии с Федеральным законом «О страховании вкладов физических лиц в банках РФ» № 177-ФЗ , относятся к 1-й очереди. Следует заметить, что удовлетворение требований кредиторов 1-й очереди осуществляется в 2 этапа: в порядке предварительных выплат и в порядке окончательных выплат. При этом на осуществление предварительных выплат кредиторам 1-й очереди направляется 70% денежных средств, находящихся на счетах кредитной организации.

После начала расчетов с кредиторами 1-й очереди в порядке предварительных выплат конкурсный управляющий не реже 1 раза в 3 месяца публикует информацию о ходе конкурсного производства.

Функции по ликвидации кредитных организаций, привлекавших вклады населения, а также отсутствующих банков возложены на корпоративного ликвидатора – государственную корпорацию «Агентство по страхованию вкладов» (далее — Агентство). Таким образом, сфера деятельности конкурсных управляющих – физических лиц сузилась до ликвидации банков, не привлекавших денежные средства физических лиц во вклады. Кроме того, в случае отстранения арбитражным судом конкурсного управляющего – физического лица ликвидатором также назначается Агентство. Вместе с тем процедура аттестации арбитражных управляющих фактически заменена на процедуру аккредитации в Банке России конкурсного управляющего – физического лица через СРО арбитражных управляющих, поднадзорные Росрестру.

Читайте также:  Конкурсное производство и конкурсный управляющий при банкротстве юридического лица по 127-ФЗ

Особенности банкротства финансовых организаций

К отношениям, связанным с банкротством финансовых организаций (кредитных организаций, страховых организаций, профессиональных участников рынка ценных бумаг), Закон применяется с особенностями, установленными федеральным законом о несостоятельности (банкротстве) финансовых организаций.

Согласно действующему российскому законодательству до дня отзыва лицензии могут быть реализованы следующие досудебные меры по предупреждению банкротства кредитных организаций:

Конкурсный кредитор

Конкурсный кредитор обладает приоритетными правами. Это лицо может влиять на ход ведения дела о банкротстве. Права субъектов позволяют им подавать ходатайства по ходу суда и голосовать о принятии важных для всех сторон решений. Для сравнения, обычный истец может быть участником дела, но не может влиять на положение дел. Конкурсным кредитором признается лицо, обладающее документально подтвержденными доказательствами обязательств должника и подавшее требования в предусмотренный законом срок.

Под это определение не подпадают следующие лица:

  • Уполномоченные организации.
  • Привилегированные субъекты. Это граждане, предъявляющие требования по выплате гонорара, а также лица, требующие от должника компенсации причиненного здоровью или жизни ущерба.
  • Учредители предприятия должника.

Как член собрания конкурсный кредитор имеет право:

  • Принимать непосредственное участие в назначенной арбитражем процедуре наблюдения.
  • Участвовать в организации мероприятий, направленных на оздоровление финансового состояния должника.
  • Осуществлять контроль за работой арбитражного управляющего.
  • Принимать непосредственное участие в назначенной арбитражем процедуре наблюдения.
  • Участвовать в организации мероприятий, направленных на оздоровление финансового состояния должника.
  • Осуществлять контроль за работой арбитражного управляющего.

Права залогового кредитора при банкротстве

Залоговый кредитор – это еще одна специфическая группа субъектов, имеющих материальные требования к должнику. Их особенность заключается в том, что выдвигаемые ими требования обеспечиваются той или иной формой залога. Как определяет Законодательство, признание должника банкротом не является причиной для прекращения возникших ранее залоговых отношений.

Ключевым правом данных субъектов является полномочие требовать погашения возникшей задолженности за счет средств, полученных при реализации на торгах залогового имущества.

Еще одна важная особенность прав залогового кредитора при банкротстве того или иного лица – отсутствие права голоса при проведении общих собраний. Такой субъект сможет голосовать только при решении общих вопросов. Однако если кредитор официально откажется от своего права требовать возмещения за счет продажи залогового имущества, то залогодержатель приобретает право голоса наравне с остальными кредиторами.

Для проведения уступки требования должны быть учтены некоторые условия. Во-первых, уступаемое право должно быть бесспорным и возникнуть до момента его передачи. Во-вторых, оплата уступленного права не должна зависеть от факта получения новым кредитором средств от должника. Другими словами, не допускается заключение таких сделок с обязанностью нового правообладателя передать полученные деньги первоначальному кредитору за вычетом своей комиссии. Данная мера направлена на борьбу с незаконными действиями, в том числе с правонарушениями со стороны коллекторских агентств.

Отношения должника и кредитора в рамках гражданского права

Отношения заемщика и кредитора в гражданском праве строятся на том, что заемщик обязан исполнить определенные обязательства перед кредитором в положенные сроки. Если заемщик уклоняется от исполнения обязательств, то кредитор может принять меры по взысканию задолженности. В частности, он вправе потребовать погашения долгов в судебном порядке, но только при соблюдении претензионного порядка.

Должник вправе принять меры по возвращению задолженности, а кредитор обязан их принять. Если спор не удается урегулировать добровольно, то кредитор может обратиться в суд. При признании задолженности обоснованной будет открыто исполнительное производство и должника принудят исполнить обязательства.

Исходя из положений Гражданского кодекса, можно выделить такие варианты взаимодействии между кредитором и должником:

  1. Переуступка прав требования на взыскание долга третьей стороне по Главе 24 ГК. Кредитор наделен правом передачи права требования по взысканию задолженности в пользу третьего лица, если такое условие предусмотрено договором. Помимо этого, недопустима передача личных требований, например, в части оплаты алиментов по ст. 383 ГК.
  2. Оспаривание кредитного или иного гражданско-правового договора (в частности, в процессе признания компании банкротом, если результатом стало ущемление прав кредитора) по ст. 166 ГК.
  3. Аннулирование договорных обязательств при грубых нарушениях своих обязательств одной из сторон по ст. 450 ГК.
  4. Окончание действия договорных обязательств (например, через подписание мирового соглашения) по ст. 416 ГК.

Но чтобы привлечь должника к ответственности, необходимо доказать, что он ненадлежащим образом исполнял свои обязанности.

  1. Инициирование процесса признания должника финансово несостоятельным.
  2. Непосредственное участие в судебном процессе.
  3. Предложение СРО или конкретного арбитражного управляющего для назначения на должность.
  4. Инициирование замены управляющего, который не справляется с обязанностями.
  5. Получение от управляющего всего спектра информации о ходе процесса несостоятельности: отчетности по результатам этапа банкротства, результатов инвентаризации и пр.
  6. Направление заявления в арбитражный суд о введении той или иной процедуры банкротства (например, финансового оздоровления или конкурсного производства).
  7. Подписание мирового соглашения с должником.

Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 11 декабря 2012 г. N 11189/12 Дело направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции, поскольку при поступлении в дело о банкротстве процессуального документа, подписанного лицом, не имеющим полномочий на ведение дела о банкротстве, следует иметь в виду, что имеющее надлежащим образом оформленные полномочия на ведение такого дела лицо вправе в любое время одобрить ранее совершенные неуполномоченным лицом процессуальные действия

Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в составе:

председательствующего – Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации Иванова А.А.;

членов Президиума: Абсалямова А.В., Бациева В.В., Витрянского В.В., Завьяловой Т.В., Козловой О.А., Першутова А.Г., Сарбаша С.В., Хачикяна А.М., Юхнея М.Ф. –

рассмотрел заявление закрытого акционерного общества «ЕВРОБЕТОН» о пересмотре в порядке надзора определения Арбитражного суда города Москвы от 04.04.2012 по делу № А40-71700/11-74-317«Б», постановления Девятого арбитражного апелляционного суда от 09.06.2012 и постановления Федерального арбитражного суда Московского округа от 08.08.2012 по тому же делу.

В заседании приняли участие представители заявителя – закрытого акционерного общества «ЕВРОБЕТОН» – Анфертьев А.В., Гуськов Р.Н., Котов С.В.

Заслушав и обсудив доклад судьи Хачикяна А.М., а также объяснения представителей участвующего в деле лица, Президиум установил следующее.

Определением Арбитражного суда города Москвы от 09.12.2011 в отношении государственного унитарного предприятия «Мосстройресурс» (должника; далее – предприятие) введена процедура наблюдения.

Сообщение об открытии в отношении должника процедуры наблюдения опубликовано в газете «Коммерсантъ» от 24.12.2011 № 242.

Закрытое акционерное общество «ЕВРОБЕТОН» (далее – общество) 17.01.2012 обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о включении в реестр требований кредиторов должника 120 865 228 рублей 99 копеек задолженности по договору от 21.10.2009 № ЕВБ/235сб-09.

Определением Арбитражного суда города Москвы от 04.04.2012 названное заявление оставлено без рассмотрения.

Суд установил, что в доверенности от 01.01.2012 № ЕВБ/12-12, выданной обществом представителю Гуськову Р.Н., не оговорены специальные полномочия этого лица на ведение дела о банкротстве, и, руководствуясь положениями части 1 статьи 148 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, оставил заявление без рассмотрения, поскольку оно подписано лицом, не имеющим права подписывать его.

Представителем общества были направлены замечания на протокол судебного заседания от 08.03.2012, в которых указывалось, что в протоколе не отражен факт заявления им ходатайства об объявлении перерыва либо отложении рассмотрения дела для предоставления соответствующей доверенности.

Определением от 06.04.2012 Арбитражный суд города Москвы принял замечания на протокол, само же ходатайство не рассматривал.

Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 09.06.2012 определение суда первой инстанции от 04.04.2012 оставлено без изменения.

Федеральный арбитражный суд Московского округа постановлением от 08.08.2012 определение от 04.04.2012 и постановление от 09.06.2012 оставил без изменения.

Суды апелляционной и кассационной инстанций не установили оснований для отмены судебного акта суда первой инстанции. При этом суды первой и кассационной инстанций сочли необходимым указать, что оставление заявления без рассмотрения не лишает заявителя возможности повторно обратиться в суд для защиты своих прав.

В заявлении, поданном в Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, о пересмотре в порядке надзора определения от 04.04.2012, постановлений от 09.06.2012 и от 08.08.2012 общество просит их отменить, ссылаясь на нарушение норм права, и направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.

Проверив обоснованность доводов, содержащихся в заявлении и выступлениях присутствующих в заседании представителей участвующего в деле лица, Президиум считает, что заявление подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со статьей 32 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее – Закон о банкротстве, Закон) дела о банкротстве юридических лиц и граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, рассматриваются арбитражным судом по правилам, предусмотренным Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации, с особенностями, установленными этим Законом.

В силу части 1 статьи 62 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представитель вправе совершать от имени представляемого им лица все процессуальные действия, за исключением действий, указанных в части 2 данной статьи, если иное не предусмотрено в доверенности или ином документе.

Согласно части 2 статьи 62 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в доверенности, выданной представляемым лицом, или ином документе должно быть специально оговорено право представителя на подписание искового заявления и отзыва на исковое заявление, заявления об обеспечении иска, передачу дела в третейский суд, полный или частичный отказ от исковых требований и признание иска, изменение основания или предмета иска, заключение мирового соглашения и соглашения по фактическим обстоятельствам, передачу своих полномочий представителя другому лицу (передоверие), а также право на подписание заявления о пересмотре судебных актов по новым или вновь открывшимся обстоятельствам, обжалование судебного акта арбитражного суда, получение присужденных денежных средств или иного имущества.

Судами установлено, что представленная обществом доверенность от 01.01.2012 № ЕВБ/12-12 не содержала специальных полномочий представителя Гуськова Р.Н. на ведение дела о банкротстве и подана к заявлению о включении в реестр требований кредиторов в порядке статьи 71 Закона о банкротстве.

Однако суд кассационной инстанции не учел следующее.

Читайте также:  Проверка на банкротство юридических лиц: где посмотреть сведения? Правила и порядок действий

Пунктом 44 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2012 № 35 «О некоторых процессуальных вопросах, связанных с рассмотрением дел о банкротстве», опубликованного на сайте Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации 19.07.2012, определено, что согласно пункту 1 статьи 36 Закона о банкротстве представителями граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, и организаций, являющихся лицами, участвующими в деле о банкротстве или в арбитражном процессе по делу о банкротстве, могут выступать любые дееспособные граждане, имеющие надлежащим образом оформленные полномочия на ведение дела о банкротстве. Пунктом 4 этой же статьи установлено, что полномочия других представителей на ведение дела о банкротстве в арбитражном суде должны быть выражены в доверенности, выданной и оформленной в соответствии с федеральным законом, а в случаях, предусмотренных международным договором Российской Федерации или федеральным законом, в ином документе.

В силу названных норм полномочия на ведение дела о банкротстве должны быть специально оговорены в доверенности; доверенность на ведение дел в арбитражных судах, не содержащая такого специального указания, не предоставляет упомянутых полномочий.

Однако требование кредитора в порядке статей 71 или 100 Закона о банкротстве может быть подписано и предъявлено лицом, имеющим общую доверенность на ведение дел кредитора в арбитражных судах с правом подписания искового заявления (часть 2 статьи 62 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

Кроме того, согласно абзацу второму пункта 1 статьи 37, пункту 2 статьи 40 и абзацу второму пункта 2 статьи 150 Закона о банкротстве в доверенности на ведение дела о банкротстве должны быть, в частности, специально оговорены права представителя на подписание заявления о признании должника банкротом и на голосование по вопросу заключения мирового соглашения.

При поступлении в дело о банкротстве процессуального документа, подписанного лицом, не имеющим полномочий на ведение дела о банкротстве, следует иметь в виду, что имеющее надлежащим образом оформленные полномочия на ведение такого дела лицо вправе в любое время одобрить ранее совершенные неуполномоченным лицом процессуальные действия.

В соответствии с абзацем вторым пункта 15 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.06.2011 № 52 (в редакции от 23.03.2012) «О применении положений Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при пересмотре судебных актов по новым или вновь открывшимся обстоятельствам» при обжаловании в апелляционном или кассационном порядке судебного акта, основанного на положениях законодательства, практика применения которых после его принятия определена Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации, суд апелляционной или кассационной инстанции учитывает правовую позицию Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации при оценке наличия оснований для изменения или отмены обжалуемого судебного акта. При этом в мотивировочной части судебного акта, принимаемого по результатам рассмотрения апелляционной или кассационной жалобы, может содержаться указание на соответствующее постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации или постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, принятое по результатам рассмотрения дела в порядке надзора (часть 4 статьи 170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

При названных обстоятельствах у суда кассационной инстанции не имелось оснований для непринятия во внимание правовой позиции Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 22.06.2012 № 35 «О некоторых процессуальных вопросах, связанных с рассмотрением дел о банкротстве».

Кроме того, на момент принятия обжалуемого судебного акта в суде первой инстанции истек срок для предъявления требований о включении в реестр требований кредиторов, что исключило возможность повторного обращения заявителя в суд в целях возможного получения полного объема прав конкурсного кредитора.

Таким образом, оспариваемые судебные акты нарушают единообразие в толковании и применении арбитражными судами норм права и согласно пункту 1 части 1 статьи 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат отмене.

Дело подлежит направлению на новое рассмотрение в Арбитражный суд города Москвы.

Вступившие в законную силу судебные акты арбитражных судов по делам со схожими фактическими обстоятельствами, принятые на основании нормы права в истолковании, расходящемся с содержащимся в настоящем постановлении толкованием, могут быть пересмотрены на основании пункта 5 части 3 статьи 311 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, если для этого нет других препятствий.

Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 303, пунктом 2 части 1 статьи 305, статьей 306 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации постановил:

определение Арбитражного суда города Москвы от 04.04.2012 по делу № А40-71700/11-74-317«Б», постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 09.06.2012 и постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 08.08.2012 по тому же делу отменить.

Дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд города Москвы.

ПредседательствующийА.А. Иванов

При названных обстоятельствах у суда кассационной инстанции не имелось оснований для непринятия во внимание правовой позиции Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 22.06.2012 № 35 «О некоторых процессуальных вопросах, связанных с рассмотрением дел о банкротстве».

В каких случаях можно добиться реализации имущества

В обычных ситуациях, если начата процедура банкротства, инициировать продажу залога кредитор вправе исключительно через суд, как того требует п. 1 ст. 18. 1 ФЗ №127. Залоговый кредитор может подать в суд на взыскание залоговых средств через реализацию залога на этапе финансового оздоровления или внешнего управления:

  • если кредитор убежден в риске утраты или порчи залогового имущества, что может снизить его стоимость при реализации;
  • реализация залогового имущества не скажется фатально на возможности восстановления платежеспособности должника.

В последнем случае залоговый кредитор получит отказ (зато приобретет право голоса). Например, в залоге находится важное оборудование, являющееся ключевым для производства должника. Ясно, что если его продать для удовлетворения требований кредитора, то должник уже никогда не восстановит свою платежеспособность, и это он с легкостью докажет.

Если залоговое имущество продано за более высокую цену, чем составляет долг, кредитор получит из них не 70%, как это пишется в законе, а только сумму долга. В остальных случаях его доля – 70% от суммы реализации залога.

Как проводится собрание кредиторов?

Собрание кредиторов организовывается и проводится в несколько этапов:

  1. Арбитражный управляющий направляет уведомления участникам собрания.
  2. Готовятся документы к собранию.
  3. В назначенное время проходит собрание конкурсных кредиторов.
  4. Арбитражный управляющий оформляет протокол.
  5. Решение кредиторов исполняется через суд.

Рассмотрим подробнее каждый этап.

Рассмотрим подробнее каждый этап.

Основные права кредиторов при банкротстве гражданина

Приведем основные права кредиторов в процедуре банкротства физлица, которые закреплены за ними в целях взыскания денежных средств с должника. Итак, кредиторы могут:

  1. Обращаться с заявлением о признании гражданина финансово несостоятельным. Как известно, инициатива о признании физлица банкротом может исходить не только от физлиц, имеющих крупные долговые обязательства, но и от уполномоченных инстанций или кредиторов.
  2. Обращаться в арбитражный суд для включения в реестр, а также обжаловать включение в реестр иных кредиторов. Для этого ими подается заявление в установленные законом сроки.
  3. Участвовать в собраниях кредиторов и голосовать по важнейшим вопросам, выносимым на повестку дня. Также они могут являться инициаторами созыва собрания.
  4. Участвовать в процессе разработки и утверждения плана реструктуризации задолженности. Данная процедура вводится в отношении физлиц, обладающими достаточным уровнем доходов для погашения долгов по щадящему графику. Разработанный план реструктуризации должен быть отправлен для ознакомления всем кредиторам и должнику. Полученный план будет рассматриваться на первом собрании кредиторов.
  5. Если инициатива о введении процедуры реструктуризации была введена не кредиторами, то они могут требовать у суда ее отмены с указанием причины, которая по их мнению ущемляет их права.
  6. Кредиторы вправе обжаловать завершение процедуры реструктуризации, в том числе, если должником были нарушены условия плана реструктуризации.
  7. Участвовать в подборе кандидатуры управляющего, оспаривать действия финуправляющего, либо его бездействие, которое привело к убыткам кредиторов. В исключительных случаях снимать с должности управляющего.
  8. Оспаривать сомнительные сделки должника. Обычно анализом и аннулированием сделок физлица за последние годы занимается финансовый управляющий. К сомнительным сделкам относятся заключенные в последние годы перед началом банкротства договора по отчуждению имущества на безвозмездной основе, по нерыночным условиям или в пользу взаимозависимых лиц и родственников. Правом на оспаривание таких операций обладают кредиторы с долей более 10% в совокупном объеме требований.
  9. Оспаривать произведённую финуправляющим оценку имущества в ходе этапа реализации. Если они не согласны с результатами оценки, то обязаны нанять за свой счет оценщиков, обладающих правом на занятие подобной деятельностью на территории РФ.
  10. Заключать мировое соглашение на удовлетворяющих всех участников условиях. Если сторонам удастся договориться по вопросам погашения долгов процедура банкротства физлица останавливается.

Также у кредиторов есть иные права, предусмотренные законом. Они могут в любое время получать от управляющего доступ к интересующей из информации относительно финансового положения должника, а также ходе процедуры банкротства. Например, запрашивать отчет об анализе на фиктивное банкротство или результаты описи и оценки имущества на этапе реализации.

  • принятие решения об утверждении/отказе предложенного управляющим плана реструктуризации долгов;
  • отказ или утверждение изменений, внесенных в этот план;
  • решение ходатайствовать перед судом об отмене плана реструктуризации;
  • принятие решения о заключении мирового соглашения;
  • принятие решения о ходатайстве о признании физлица банкротом и переходы к стадии реализации имущества.

О собраниях кредиторов в реализации имущества должника

Закон о банкротстве физ. лиц преследует очень благие и важные цели, при этом только ленивый не ругал авторов данного НПА.

– зачем делать “ежеквартальный” отчет, когда это явная аналогия собраниию кредиторов “раз в три месяца”. На этом изменении пострадали десятки арбитражных управляющих (и не пострадали кредиторы).

– зачем в ст. 213.7 писать о случаях публикаций сообщений на ЕФРСБ, если все равно перечень открыт, каждый понимает его по-разному, уже необходимо публиковать сообщения о требованиях кредиторов в реализации, кто-то публикует сведения о сделках и т.д.

Однако, в части необходимости проведения собраний кредиторов в процедуре реализации имущества гражданина вроде был достигнут консенсус:

– СК необходимо в реструктуризации (ст. 213.8 ФЗоБ);

– СК необходимо для решения вопросов, относящихся к исключительной компетенции СК (общие нормы+213.8);

– СК необходимо, если об этом настаивает лицо, участвующее в деле или суд.

По общему правилу, в реализации собрания кредиторов не нужны на основании следующих доводов:

– процедура является более простой (зп 25 000 рублей единоразово или 30 000 рублей в месяц)

Читайте также:  Банкротство субъектов естественных монополий: порядок, особенности, правила проведения процедуры

– кредиторы осведомлены о происходящем из ежеквартальных отчетов ФУ.

Однако, в последнее время появляется новая тенденция, которую уже берут на вооружение некоторые арбитражные управляющие – п. 6 ст. 213.26 ФЗоБ.

В соответствии с п. 6 ст. 213.26 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», «О проведении описи, оценки и реализации имущества гражданина финансовый управляющий обязан информировать гражданина, конкурсных кредиторов и уполномоченный орган по их запросам, а также отчитываться перед собранием кредиторов. В случае выявления нарушений гражданин, конкурсный кредитор или уполномоченный орган вправе оспорить действия финансового управляющего в арбитражном суде».

В соответствии с п. 1 ст. 213.26 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»,

1. В течение одного месяца с даты окончания проведения описи и оценки имущества гражданина финансовый управляющий обязан представить в арбитражный суд положение о порядке, об условиях и о сроках реализации имущества гражданина с указанием начальной цены продажи имущества. Данное положение утверждается арбитражным судом и должно соответствовать правилам продажи имущества должника, установленным статьями 110, 111, 112, 139 настоящего Федерального закона.

Об утверждении положения о порядке, об условиях и о сроках реализации имущества гражданина и об установлении начальной цены продажи имущества выносится определение. Указанное определение может быть обжаловано.

В отношении имущества, находящегося за пределами Российской Федерации, выносится отдельное определение, исполнение которого осуществляется по правилам процессуального законодательства государства, на территории которого это имущество находится, или в соответствии с международными договорами Российской Федерации с государством, на территории которого это имущество находится.

2. Оценка имущества гражданина, которое включено в конкурсную массу в соответствии с настоящим Федеральным законом, проводится финансовым управляющим самостоятельно, о чем финансовым управляющим принимается решение в письменной форме. Проведенная оценка может быть оспорена гражданином, кредиторами, уполномоченным органом в деле о банкротстве гражданина (то есть в рамках рассмотрения заявления по утверждении порядка продажи и начальной стоимости, предоставленной согласно п. 1 статьи 213.26 в АС)

Росреестр, трактуя изложенные нормы, требует от Арбитражного управляющего следующего поведения:

-найти имущество должника (не всегда это просто: оспариваемые сделки, истребования. );

-в течение месяца с даты описи и оценки(с даты получения в конкурсную массу имущества) ФУ ОБЯЗАН обратиться в суд с заявлением об утверждении положения о порядке продажи имущества (п. 1 ст. 213.26 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»;

-финансовый управляющий обязан самостоятельно проводить оценку имущества должника;

-после составления оценки финансовый управляющий должен обратиться в суд в течение месяца с утверждением оценки (в положении о порядке продажи);

-после составления оценки финансовый управляющий обязан провести собрание кредиторов должника:

Так, АУ, видимо, должен действовать следующим образом:

-проводить собрание кредиторов после составления каждой описи имущества должника – без какой – либо цели (так как данное собрание без голосования, к исключительной компетенции СК ни один вопрос из предполагаемых не относится);

-проводить собрание кредиторов после проведения каждой оценки каждого имущества должника (согласно п. 6 ст. 213.26 ФЗоБ в толковании Росреестра, обязанность отчитываться перед собранием кредиторов имеется у арбитражного управляющего как после проведения описи, так и после проведения оценки) – при этом, никакие голосующие вопросы на собрание кредиторов могут не выноситься;

-проводить собрание кредиторов после реализации имущества должника (п. 6 ст. 213.26 ФЗоБ) –несмотря на то, что финансовый управляющий итак обязан ежеквартально направлять отчет кредиторам должника.

Естественно, количество изменений в опись равно количеству новых собраний, новые оценки – новые собрания, реализация каждого актива – отдельное собрание (если только все события не существенно близки к одному и тому же сроку).

Таким образом, Росреестр считает, что финансовый управляющий обязан отчитываться перед собранием кредиторов должника о вышеуказанных действиях несмотря на следующие обстоятельства:

-финансовый управляющий обязан ежеквартально направлять отчеты о своей деятельности кредиторам (не это ли является тем самым “отчитаться”);

-на данных собраниях кредиторов кредиторы не будут принимать никакие решения, так как цель собраний – отчет (отчитываться перед собранием);

-утверждение положения о порядке продажи и оценка совершаются посредством вынесения Арбитражным судом соответствующих определений;

-арбитражный управляющий ЗА ВСЮ ПРОЦЕДУРУ РЕАЛИЗАЦИИ ИМУЩЕСТВА ДОЛЖНИКА получает предусмотренное Законодателем вознаграждение в размере 25 000 рублей, тогда как (исходя из логики Росреестра) количество действий в процедуре реализации имущества должника НЕ МЕНЬШЕ, чем в процедуре конкурсного производства (при зарплате в 30 000 рублей в МЕСЯЦ);

-оценка и положение о порядке продажи утверждаются судом, каждый кредитор вправе заявить свои возражения в рамках данного процесса.

Таким образом, по моему мнению, финансовый управляющий не обязан проводить собрание кредиторов должника в рассматриваемом случае.

Статья, нарушение которой вменяется Росреестром, обязывает финансового управляющего ОТЧИТЫВАТЬСЯ ПЕРЕД СОБРАНИЕМ КРЕДИТОРОВ. Даже данная норма не предусматривает проведение собрания кредиторов, сам отчет направлялся и направляется в соответствии с законом (иного в протоколе не установлено).

Постановлением Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 27.07.2018 N Ф01-2386/2018 по делу N А82-18453/2015 затрагивается данный вопрос, в ходе рассмотрения коллегия судей установила необходимость направления ежеквартального ОТЧЕТА кредиторам во исполнение п. 6 ст. 213.26 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)».

Дополнительно, стоит учесть, что подобные дела уже рассматривались судами. Так, Решением Арбитражного суда Свердловской области от 11.04.2017 по делу №А60-9261/2017 отмечено:

Таким образом, Законом о банкротстве определена обязанность проводить собрание кредиторов только в процедуре реструктуризации долгов гражданина, проводить собрания кредиторов для рассмотрения вопросов, отнесенных к компетенции собрания кредиторов настоящим Федеральным законом.

К компетенции собрания кредиторов отнесены вопросы, указанные в п. 12 ст. 213.8 закона о банкротстве, которые также не относятся в процедуре реализации имущества гражданина.

Кроме того, компетенции собрание кредиторов определена для процедуры реструктуризации долгов гражданина, для процедуры реализации имущества гражданина такая компетенция не определена.

Вместе с тем, собрание кредиторов может быть установлена обязанность финансового управляющего проводить собрания кредиторов и в процедуре реализации имущества гражданина и может быть установлен срок (промежуток) времени в течение которого собрания кредиторов должны быть проведены. Однако в материалы данного дела, не представлено доказательств того, что собранием кредиторов должника – Минина А.В. была установлена очередность и порядок проведения собрания кредиторов. Соответственно у финансового управляющего такой обязанности не возникло.

Проведение собрание кредиторов ведет к удорожанию процедуры банкротства гражданина (к увеличению текущих расходов), проведение собрание кредиторов не является обязательным в процедуре реализации имущества гражданина, при условии, что:

-собранием кредиторов не установлена очередность и порядок проведения собрания кредиторов;

-финансовым управляющим направляются кредиторам отчеты о своей деятельности.

Поскольку Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области в заявлении направлено заявление о привлечении к административной ответственности Кочетов А.В. именно в связи с не исполнением обязанности по проведению первого собрания кредиторов, суд не рассматривает вопрос о надлежащим или ненадлежащим исполнении управляющим обязанности по направлении кредиторам отчета финансового управляющего. Учитывая также, что представитель Управления в судебном заседании отсутствует и суд лишен возможности поставить указанный вопрос (о надлежащим или ненадлежащим исполнении управляющим обязанности по направлении кредиторам отчета финансового управляющего) на обсуждение.

Также, Постановлением Арбитражного суда Западно – Сибирского округа от 02.12.2016 по делу №А03-19075/2015, отмечено следующее.

Вместе с тем суд кассационной инстанции не может согласиться с выводом апелляционного суда о том, что Законом о банкротстве на финансового управляющего возложена обязанность по представлению собранию кредиторов отчета о своей деятельности.

В соответствии с пунктом 1 статьи 213.8 Закона о банкротстве собрание кредиторов созывается финансовым управляющим, утвержденным арбитражным судом в деле о банкротстве гражданина.

Согласно положениям пункта 8 статьи 213.9 Закона о банкротстве финансовый управляющий обязан созывать и (или) проводить собрания кредиторов для рассмотрения вопросов, отнесенных к компетенции собрания кредиторов настоящим Законом; рассматривать отчеты о ходе выполнения плана реструктуризации долгов гражданина, предоставленные гражданином, и предоставлять собранию кредиторов заключения о ходе выполнения плана реструктуризации долгов гражданина; направлять кредиторам отчет финансового управляющего не реже чем один раз в квартал, если иное не установлено собранием кредиторов.

В пункте 12 статьи 213.8 Закона о банкротстве предусмотрено, что к исключительной компетенции собрания кредиторов относятся: принятие решения об утверждении или об отказе в утверждении плана реструктуризации долгов гражданина; принятие решения об утверждении или об отказе в утверждении изменений, вносимых в план реструктуризации долгов гражданина; принятие решения об обращении в арбитражный суд с ходатайством об отмене плана реструктуризации долгов гражданина, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом; принятие решения об обращении в арбитражный суд с ходатайством о признании гражданина банкротом и введении реализации имущества гражданина, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом; принятие решения о заключении мирового соглашения; иные вопросы, отнесенные к исключительной компетенции собрания кредиторов в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Исходя из содержания указанных норм, в обязанности финансового управляющего не входит созыв и проведение собрания кредиторов должника – гражданина исключительно в целях представления отчета о своей деятельности; финансовый управляющий созывает и (или) проводит собрание кредиторов для рассмотрения вопросов, отнесенных к его исключительной компетенции.

Получается, из-за явного несовершенства законодательной техники (законодатель не подумал конкретизировать ряд вопросов, не ясно зачем указал эту статью таким образом (надеюсь, что данная норма трактуется законодателем не как реальная обязанность АУ проводить собрания по каждому изменению в реализации)) процедура реализации имущества становится намного более бюрократичной, не менее затратной, чем конкурсное производство (при совершенно разном подходе к оплате труда финансового и конкурсного управляющих).

В части привлечения арбитражных управляющих к административной ответственности по ст. 14.13 КоАП РФ формируется иная практика, свидетельствующая о том, что после описи, после оценки, после реализации есть обязанность проводить собрания кредиторов.

1. В течение одного месяца с даты окончания проведения описи и оценки имущества гражданина финансовый управляющий обязан представить в арбитражный суд положение о порядке, об условиях и о сроках реализации имущества гражданина с указанием начальной цены продажи имущества. Данное положение утверждается арбитражным судом и должно соответствовать правилам продажи имущества должника, установленным статьями 110, 111, 112, 139 настоящего Федерального закона.

Сам себе адвокат

об утверждении и изменении плана внешнего управления и утверждении плана финансового оздоровления и графика погашения задолженности;

Добавить комментарий