Банкротство крестьянского (фермерского) хозяйства: признаки, этапы, особенности процедуры

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Баркалова Г.И.

Сегодня возникла проблема соотношения норм, регламентирующих мировое соглашение с налоговым законодательством, которая заложена в Законе о банкротстве.

Правовое регулирование реорганизации, несостоятельности, ликвидации крестьянских (фермерских) хозяйств.

В литературе под реорганизацией понимается способ образования новых и прекращения действующих юридических лиц с переходом прав и обязанностей реорганизуемого субъекта к существующим (при присоединении) или вновь возникшим (в остальных случаях) юридическим лицам в порядке универсального правопреемства. В Гражданских кодексах стран СНГ понятие «реорганизация» используется применительно к юридическим лицам.

Согласно ГК РФ и закону «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» членами хозяйства в случае реорганизации крестьянского хозяйства на базе его имущества может быть создано хозяйственное товарищество или производственный кооператив.

Такое хозяйственное товарищество или кооператив как юридическое лицо буде обладать правом собственности на имущество, переданное ему в форме вкладов и других взносов членами фермерского хозяйства, а также на имущество, полученное в результате его деятельности и приобретенное по иным основаниям, допускаемым законом.

Размер вкладов участников товарищества или членов кооператива, созданного на базе имущества фермерского хозяйства, устанавливается исходя из их долей в праве общей собственности на имущество хозяйства, определяемых в соответствии с ГК РФ.

В связи с тем, что при образовании на базе крестьянского хозяйства юридического лица происходит правопреемство по правам и обязательствам хозяйства, данные действия могут быть названы реорганизацией крестьянского хозяйства.

Ликвидация КФХ в отличие от реорганизации представляет собой прекращение деятельности хозяйства без перехода прав и обязанностей к другим лицам. Процедура ликвидации хозяйства определяется Гражданским кодексом, законом «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» и законодательством о несостоятельности.

Согласно п. 1 ст. 21 закона РФ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» КФХ ликвидируется в случае единогласного решения участников.

Причины могут быть самые разнообразные: достижение целей, ради которых хозяйство создавалось; переезд в другую местность; утрата интереса к деятельности КФХ вследствие старости или нетрудоспособности; отсутствие прибыли и т.д.

Руководствуясь ст. 9 ГК РФ, согласно которой субъекты гражданского права по своему усмотрению осуществляют принадлежащие им права, и ст. 21 закона РФ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» члены КФХ принимают решение о добровольном прекращении деятельности фермерского хозяйства.

КФХ ликвидируется, если отсутствуют участники или их наследники, желающие продолжить деятельность хозяйства, а также в случае его банкротства.

В каком порядке осуществляется ликвидация фермерского хозяйства. Закон России «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» (ст. 22) содержит отсылочную норму, согласно которой прекращение КФХ производится в соответствии с ГК РФ.

Во-первых, если говорить о прекращение КФХ, действующего в форме юридического лица, то ликвидация хозяйства должна осуществляться по правилам ГК о ликвидации юридических лиц.

Во-вторых, ссылка в законе на Гражданский кодекс касается порядка раздела имущества хозяйства в случае его добровольной ликвидации или прекращения по иным основаниям. Так, ст. 258 ГК РФ четко говорит, что при ликвидации КФХ раздел имущества, осуществляется по правилам гражданского законодательства.

Если КФХ действует в форме юридического лица, то прекращение хозяйства завершается внесением в Единый государственный реестр юридических лиц записи о прекращении фермерского хозяйства.

При ликвидации фермерских хозяйств, не являющихся юридическими лица, сведения о прекращении хозяйства вносятся в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей с выдачей свидетельства о государственной регистрации прекращения фермерского хозяйства. Соответствующая форма документа (№ Р65002) утверждена Приказом МНС РФ от 3 декабря 2003г. № БГ-3-09/664 «Об утверждении форм документов, используемых при государственной регистрации крестьянских (фермерских) хозяйств».

Согласно письму МНС РФ от 24 марта 2004г. № 09-0-10/1303 «О государственной регистрации индивидуальных предпринимателей, крестьянских (фермерских) хозяйств» для регистрации прекращения КФХ предоставляется заявление, документ об уплате государственной пошлины и решение членов КФХ в случае добровольной ликвидации хозяйства.

В соответствии с законом «О несостоятельности (банкротстве)» в ходе процедуры банкротства КФХ обращение взыскания не производится на личное имущества глава и членов хозяйства и имущество, в отношении которого доказано, что оно приобретено на доходы, не являющиеся общими средствами фермерского хозяйства (ст. 221).

Но это положение касается отношений несостоятельности хозяйства при рассмотрении дела в арбитражном суде. При этом действующее законодательство РФ не содержит запрета на обращение взыскания на личное имущество главы (предпринимателя) по исполнению гражданско-правовых и публично-правовых обязательств.

Поскольку КФХ ликвидируется по правилам, предусмотренным для индивидуальных предпринимателей, то есть, в заявительном порядке, кредиторы хозяйства лишены возможности предъявить свои требования об исполнении обязательств в ходе процедуры ликвидации КФХ.

Согласно ГК РФ обязательства прекращаются надлежащим исполнением (ст. 309).

В соответствии со ст. 44 НК РФ обязанность по налоговым платежам считается исполненной после уплаты налога либо прекращается с ликвидацией юридического лица, а также со смертью физического лица с погашением задолженности в пределах стоимости наследственного имущества.

Из указанных норм права следует, что ликвидация фермерского хозяйства не влечет прекращение не исполненных обязательств. Соответственно кредиторы вправе рассчитывать на взыскание задолженности и ответственным лицом, исходя из ст. 23 ГК РФ, должен признаваться глава хозяйства.

Закон РФ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» допускает ситуацию, когда член КФХ наряду с главой может быть привлечен к ответственности после ликвидации хозяйства.

Согласно п. 3 ст. 9 закона гражданин, вышедший из фермерского хозяйства, в течение двух лет после выхода несет субсидиарную ответственность в пределах стоимости своей доли в имуществе КФХ по обязательствам, возникшим в результате деятельности хозяйства до момента его выхода из КФХ.

То есть, если участник (участники) вышел из хозяйства, и затем КФХ было ликвидировано, но с момента прекращения членства не прошло два года, кредиторы хозяйства вправе предъявить требования о погашении долгов не только к главе, но и к указанному члену (членам) хозяйства.

Особый правовой режим банкротства крестьянского (фермерского) хозяйства установлен параграфом третьим главы 10 «Банкротство гражданина» ФЗ от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ «О несостоятельности ( банкротстве» ( в ред. от 28 апреля 2009 г. № 73-ФЗ).

Законом (ст.ст.217- 223) предусмотрены особенности порядка признания индивидуального предпринимателя-главы крестьянского (фермерского) хозяйства банкротом; финансового оздоровления крестьянского (фермерского) хозяйства и внешнего управления крестьянским (фермерским) хозяйством; правовой режим конкурсной массы крестьянского (фермерского) хозяйства; порядок продажи имущества и имущественных прав крестьянских (фермерских) хозяйств; последствия признания крестьянского (фермерского) хозяйства банкротом.

В соответствии со ст. 217 Закона РФ о несостоятельности критерием неплатежеспособности КФХ является неспособность удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате налогов.

При обращении фермерского хозяйства в суд с исковым заявлением о признании его банкротом следует иметь в виду, что согласно ст. 10 закона РФ «О несостоятельности (банкротстве)» при наличии у хозяйства возможности удовлетворить требования кредиторов в полном объеме, хозяйство несет перед кредиторами ответственность за ущерб, причиненный подачей такого заявления.

При несостоятельности крестьянского хозяйства по вине его главы, членов, на них при недостаточности имущества хозяйства может быть возложена субсидиарная ответственность по его обязательствам. Допускается в установленных законом случаях привлечение главы крестьянского хозяйства к уголовной ответственности.

В соответствии со ст. 10 закона «О несостоятельности (банкротстве)» глава КФХ должен подать иск в арбитражный суд не позднее одного месяца с момента возникновения следующих обстоятельств: когда удовлетворение требований одного или нескольких кредиторов хозяйства приводит к невозможности исполнения денежных обязательств в полном объеме перед другими кредиторами.

При наличии оснований для признания КФХ банкротом суд принимает заявление и выносит определение о введении в отношении хозяйства процедуры наблюдения.

Законодательство о несостоятельности предусматривает возможность введения в отношении фермерского хозяйства и процедуры, направленной на восстановление его платежеспособности. Данная процедура именуется финансовым оздоровлением.

Согласно ст. 219 закона РФ «О несостоятельности (банкротстве)» глава хозяйства вправе в течение двух месяцев с момента вынесения определения подготовить и представить в суд план финансового оздоровления и график погашения задолженности.

Если суд сочтет, что указанный план мероприятий позволит хозяйству удовлетворить требования кредиторов, то будет введено финансовое оздоровление на срок до окончания соответствующего периода сельскохозяйственных работ с учетом времени, необходимого для реализации произведенной или переработанной продукции.

Положительным моментом российского законодательства является то, что срок финансового оздоровления может быть увеличен судом на 1 год, если в ходе его произошли чрезвычайные обстоятельства (стихийные бедствия, эпизоотии и др.), ставшие причиной спада и ухудшения финансового состояния хозяйства.

Но при этом необходимо выполнить порядок изменения графика погашения задолженности, установленный ст. 85 закона.

Возбуждение арбитражным судом дела о банкротстве фермерского хозяйства влечет необходимость назначения арбитражного управляющего.

По общему правилу согласно ст. 2, 20 закона РФ «О несостоятельности (банкротстве)» арбитражным управляющим может быть гражданин, отвечающий следующим требованиям:

1) зарегистрирован индивидуальным предпринимателем,

2) имеет высшее образование,

3) стаж руководящей работы не менее двух лет,

4) сдал специальный экзамен,

5) прошел стажировку в качестве помощника арбитражного управляющего,

6) не имеет судимости за преступления в сфере экономики, а также за преступления средней тяжести, тяжкие и особо тяжкие преступления,

7) является членом одной из саморегулируемых организаций.

Для фермерского хозяйства предусмотрены особенности. В соответствии со ст. 220 закона, во-первых, допускается, что внешним управляющим будет назначено лицо, не соответствующее вышеуказанным требованиям закона о банкротстве, во-вторых, полномочия внешнего управляющего могут осуществляться главой КФХ.

Для этого необходимо письменное уведомление арбитражного суда, в производстве которого находится дело.

В отношении фермерского хозяйства судом на основании решения кредиторов может быть введено внешнее управление. Срок внешнего управления для КФХ устанавливается до окончания периода сельскохозяйственных работ с учетом времени, необходимого для реализации продукции, с возможностью продления на три месяца, а при стихийных бедствиях на год.

Внешнее управление прекращается досрочно на основании заявления внешнего управляющего или любого из кредиторов в случае невыполнения плана внешнего управления, а также возникновения обстоятельств, свидетельствующих о невозможности восстановить платежеспособность хозяйства.

Прекращение внешнего управления влечет принятие судом решения о признании хозяйства банкротом и открытии конкурсного производства (п. ст. 219).

Согласно ст. 221 закона РФ «О несостоятельности (банкротстве)» в конкурсную массу КФХ входят находящееся в общей собственности членов хозяйства: недвижимость, в том числе насаждения (очевидно, имеются в виду многолетние); хозяйственные и иные постройки; мелиоративные и другие сооружения; племенной, рабочий и молочный скот; птица; сельскохозяйственные и иные техника и оборудование; транспортные средства; инвентарь; другое имущество, приобретенное для фермерского хозяйства и на общие средства его членов.

В составе конкурсной массы также будут имущественные права, например, право аренды земельного участка принадлежащего хозяйству, иные имущественные права, имеющие денежную оценку.

Специфика конкурсной массы фермерского хозяйства состоит в том, что из нее исключается имущество, принадлежащее членам КФХ (включая главу) на праве собственности, а также имущество, в отношении которого доказано, что оно приобретено на доходы, не являющиеся общими средствами хозяйства (п. 3 ст. 221).

После формирования конкурсной массы осуществляется продажа имущества фермерского хозяйства. В силу ст. 222 закона РФ о банкротстве данные полномочия принадлежат арбитражному управляющему, который обязан провести независимую оценку стоимости имущества и имущественных прав КФХ и выставить их на торги.

Однако перед проведением торгов должно быть реализовано преимущественное право покупки, которое принадлежит лицам, занимающимся производством сельскохозяйственной продукции и владеющим земельными участками, непосредственно прилегающим к участку КФХ – банкрота.

Механизм реализации данной нормы в законе не раскрывается, но, вероятно, что управляющий должен предложить каждому из названных субъектов приобрести указанное имущество. Если в течение месяца согласия на покупку не поступит, имущество продается в общем порядке.

Последствия признания фермерского хозяйства банкротом предусмотрены ст. 223 закона о несостоятельности, согласно которой копия решения о признании КФХ банкротом направляется в орган, осуществивший регистрацию главы хозяйства в качестве предпринимателя, в результате чего его государственная регистрация в качестве предпринимателя утрачивает силу.

Названное положение закона нельзя назвать юридическим правильным, так как согласно ст. 23 ГК РФ регистрируется не глава хозяйства, а именно фермерское хозяйство, а глава с момента регистрации хозяйства признается не индивидуальным, а просто предпринимателем. В данном случае речь должна идти о том, что с момента признания КФХ банкротом регистрация хозяйства и статус главы этого хозяйства как предпринимателя утрачивают силу.

Согласно ГК РФ обязательства прекращаются надлежащим исполнением (ст. 309).

Особенности банкротства крестьянского (фермерского) хозяйства

Правовой статус крестьянского (фермерского) хозяйства определен законом РФ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» от 22. И. 1990г.77

Крестьянское (фермерское) хозяйство – самостоятельный субъект, осуществляющий производство, переработку и реализацию сельскохозяйственной продукции на основе использования имущества и находящихся в пользовании, в том числе в аренде, в пожизненном наследуемом владении или собственности земельных участков. Оно может быть представлено отдельным гражданином или семьей, а также группой лиц, не связанных между собой родственными связями.

Крестьянское (фермерское) хозяйство не является юридическим лицом, так как у него отсутствует основной признак юридического лица — имущественная обособленность. Имущество крестьянского (фермерского) хозяйства в соответствии со ст.257 ГК РФ принадлежит его членам на праве совместной собственности, если законом или договором между ними не установлено иное.

Читайте также:  Коэффициент прогноза банкротства: порядок расчета, формулы, интерпретация результатов

В то же время, как особый субъект хозяйственной деятельности, крестьянское (фермерское) хозяйство имеет и некоторые права юридического лица: открывать расчетный счет и иные счета, иметь печать, вступать в деловые отношения с организациями и гражданами. При этом от имени крестьянского (фермерского) хозяйства действует его глава. В этих случаях на крестьянское (фермерское) хозяйство распространяются нормы ГК РФ о юридических лицах. ГК РФ определил, что глава крестьянского (фермерского) хозяйства с момента государственной регистрации последнего признается индивидуальным предпринимателем, осуществляющим деятельность без образования юридического лица (п.2 ст.23).

Вообще, ведение крестьянского хозяйства — это не только специфическая хозяйственная деятельность, но и определенный образ жизни, который не ограничивается товаро-производственной деятельностью.

Крестьянское (фермерское) хозяйство может быть признано банкротом в случае его неспособности удовлетворить требования кредиторов подснежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей. На крестьянские

(фермерские) хозяйства, как и на индивидуальных предпринимателей, распространяются общие признаки банкротства, а также нормы главы 10 Закона о банкротстве «Банкротство гражданина

В случае подачи в арбитражный суд заявления о банкротстве самим должником – индивидуальным предпринимателем – главой крестьянского (фермерского) хозяйства требуется письменное согласие всех членов хозяйства.

Заявление подписывается индивидуальным предпринимателем — главой крестьянского (фермерского) хозяйства.

Кроме предусмотренных общими нормами Закона о банкротстве документов, прилагаемых к заявлению о банкротстве, к заявлению о банкротстве крестьянского (фермерского) хозяйства должны быть приложены следующие документы:

  • а) о составе и стоимости имущества крестьянского (фермерского) хозяйства;
  • б) о составе и стоимости имущества, принадлежащего членам крестьянского (фермерского) хозяйства на праве собственности, а также об источниках, за счет которых указанное имущество приобретено;
  • в) о размере доходов, которые могут быть получены хозяйством – должником по окончании соответствующего периода сельскохозяйственных работ.

Эти документы также прилагаются индивидуальным предпринимателем – главой крестьянского (фермерского) хозяйства к отзыву на заявление кредитора. Они являются правоустанавливающими (свидетельство о праве собственности на недвижимое имущество, например). Документами, подтверждающими размер предполагаемых доходов хозяйства, могут быть договоры на реализацию сельскохозяйственной продукции (договор контрактации, договор на поставку и закупку сельскохозяйственной продукции для государственных нужд и т.д.).

Главой крестьянского (фермерского) хозяйства в течение двух месяцев с момента вынесения арбитражным судом определения о введении в отношении должника наблюдения могут быть пред-ставлены в арбитражный суд план финансового оздоровления и график погашения задолженности.

В случае признания арбитражным судом хозяйства банкротом и открытия конкурсного производства формируется конкурсная масса должника-банкрота.

В конкурсную массу крестьянского (фермерского) хозяйства включаются находящееся в общей собственности членов крестьянского (фермерского) хозяйства недвижимое имущество, в том числе насаждения, хозяйственные и иные постройки, мелиоративные и другие сооружения, племенной, молочный и рабочий скот, птица, сельскохозяйственные и иные техника и оборудование, транспортные средства, инвентарь и другое имущество, приобретенное для крестьянского (фермерского) хозяйства на общие средства его членов, а также право аренды принадлежащего кре-стьянскому (фермерскому) хозяйству земельного участка и иные имущественные права, принадлежащие крестьянскому (фермерскому) хозяйству и имеющие денежную оценку, то есть имущество, задействованное в сельскохозяйственном производстве.

Имущество, принадлежащее главе крестьянского (фермерского) хозяйства и членам крестьянского (фермерского) хозяйства на праве собственности, а также иное имущество, в отношении которого доказано, что оно приобретено на доходы, не являющиеся общими средствами крестьянского (фермерского) хозяйства, в конкурсную массу не включаются.

Продавая имущество должника, арбитражный управляющий должен выставить на продажу предприятие должника- крестьянского (фермерского) хозяйства путем проведения торгов.

Преимущественное право приобретения имущества крестьянского (фермерского) хозяйства имеют лица, занимающиеся производством сельскохозяйственной продукции и владеющие зе-мельными участками, непосредственно прилегающими к принадлежащему крестьянскому (фермерскому) хозяйству земельному участку.

При реализации имущества и имущественных прав должника лицам, имеющим преимущественное право приобретения, арбитражный управляющий обязан провести независимую оценку стоимости реализуемого имущества и имущественных прав и предложить потенциальным покупателям с преимущественным правом приобретения приобрести имущество и имущественные права по оценочной стоимости.

С момента принятия решения о признании крестьянского (фермерского) хозяйства банкротом и об открытии конкурсного производства государственная регистрация главы крестьянского (фермерского) хозяйства в качестве индивидуального предпринимателя утрачивает силу.

Копию решения о признании крестьянского (фермерского) хозяйства банкротом и об открытии конкурсного производства арбитражный суд направляет в орган, зарегистрировавший его в качестве индивидуального предпринимателя.

Бывшим членам крестьянского (фермерского) хозяйства может быть предоставлен земельный участок в соответствии с земельным законодательством под личное подсобное хозяйство, строительство жилого дома и для его обслуживания.

Крестьянское (фермерское) хозяйство – самостоятельный субъект, осуществляющий производство, переработку и реализацию сельскохозяйственной продукции на основе использования имущества и находящихся в пользовании, в том числе в аренде, в пожизненном наследуемом владении или собственности земельных участков. Оно может быть представлено отдельным гражданином или семьей, а также группой лиц, не связанных между собой родственными связями.

Ставропольские селекционеры вывели 15 новых высокоурожайных сортов лекарственных и пряных растений

Документами, подтверждающими суму дохода с сельскохозяйственной деятельности, могут быть договора с покупателями или договор на поставку продукции для государственных нужд. Если заявление подает кредитор, то перечень документов, которые обязан предоставить индивидуальный предприниматель, будет существенно больше.

2.2 Особенности банкротства крестьянского (фермерского) хозяйства

1 Основанием для признания крестьянского (фермерского) хозяйства банкротом является его неспособность удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей.

Особенности порядка признания индивидуального предпринимателя – главы крестьянского (фермерского) хозяйства банкротом:

1. Заявление индивидуального предпринимателя – главы крестьянского (фермерского) хозяйства о признании его банкротом (далее – заявление) может быть подано в арбитражный суд при наличии согласия в письменной форме всех членов крестьянского (фермерского) хозяйства.

Заявление подписывается индивидуальным предпринимателем – главой крестьянского (фермерского) хозяйства.

2. К заявлению кроме документов, предусмотренных статьей 38 настоящего Федерального закона, должны быть приложены документы о:

– составе и стоимости имущества крестьянского (фермерского) хозяйства;

– составе и стоимости имущества, принадлежащего членам крестьянского (фермерского) хозяйства на праве собственности, а также об источниках, за счет которых приобретено указанное имущество;

– размере доходов, которые могут быть получены крестьянским (фермерским) хозяйством по окончании соответствующего периода сельскохозяйственных работ.

Указанные документы также прилагаются индивидуальным предпринимателем – главой крестьянского (фермерского) хозяйства к отзыву на заявление кредитора.

Особенности финансового оздоровления крестьянского (фермерского) хозяйства и внешнего управления крестьянским (фермерским) хозяйством:

1. Главой крестьянского (фермерского) хозяйства в течение двух месяцев с момента вынесения арбитражным судом определения о введении в отношении крестьянского (фермерского) хозяйства наблюдения могут быть представлены в арбитражный суд план финансового оздоровления и график погашения задолженности.

2. В случае, если осуществление мероприятий, предусмотренных планом финансового оздоровления, позволит крестьянскому (фермерскому) хозяйству, в том числе за счет доходов, которые могут быть получены крестьянским (фермерским) хозяйством по окончании соответствующего периода сельскохозяйственных работ, погасить требования кредиторов по денежным обязательствам и об уплате обязательных платежей в соответствии с графиком погашения задолженности, арбитражным судом вводится финансовое оздоровление крестьянского (фермерского) хозяйства 1 .

О введении финансового оздоровления крестьянского (фермерского) хозяйства арбитражным судом выносится определение, которое может быть обжаловано.

3. Финансовое оздоровление крестьянского (фермерского) хозяйства вводится до окончания соответствующего периода сельскохозяйственных работ с учетом времени, необходимого для реализации произведенной или произведенной и переработанной сельскохозяйственной продукции.

В случае, если в течение финансового оздоровления имели место спад и ухудшение финансового состояния крестьянского (фермерского) хозяйства в связи со стихийными бедствиями, с эпизоотиями или другими обстоятельствами, носящими чрезвычайный характер, срок финансового оздоровления может быть продлен на год при условии изменения графика погашения задолженности в порядке, предусмотренном статьей 85 настоящего Федерального закона.

4. На основании решения собрания кредиторов в случае наличия возможности восстановления платежеспособности крестьянского (фермерского) хозяйства арбитражным судом вводится внешнее управление.

Внешнее управление крестьянским (фермерским) хозяйством вводится до окончания соответствующего периода сельскохозяйственных работ с учетом времени, необходимого для реализации произведенной или произведенной и переработанной сельскохозяйственной продукции. Срок внешнего управления не может превышать сроки, установленные пунктом 2 статьи 92 настоящего Федерального закона, более чем на три месяца.

В случае, если в ходе внешнего управления имели место спад и ухудшение финансового состояния крестьянского (фермерского) хозяйства в связи со стихийными бедствиями, с эпизоотиями и другими обстоятельствами, носящими чрезвычайный характер, срок внешнего управления может быть продлен на год.

5. Внешнее управление крестьянским (фермерским) хозяйством может быть досрочно прекращено арбитражным судом на основании заявления внешнего управляющего или любого из кредиторов в случае:

невыполнения мероприятий, предусмотренных планом внешнего управления;

наличия иных свидетельствующих о невозможности восстановления платежеспособности крестьянского (фермерского) хозяйства обстоятельств.

Досрочное прекращение внешнего управления крестьянским (фермерским) хозяйством влечет за собой признание его банкротом и открытие конкурсного производства 1 .

Внешний управляющий. Для проведения внешнего управления крестьянским (фермерским) хозяйством арбитражным судом утверждается внешний управляющий. Внешним управляющим может быть утверждено лицо, не соответствующее требованиям, предъявляемым настоящим Федеральным законом к арбитражным управляющим. Полномочия внешнего управляющего могут осуществляться главой крестьянского (фермерского) хозяйства с согласия внешнего управляющего.

Конкурсная масса крестьянского (фермерского) хозяйства. В случае признания арбитражным судом крестьянского (фермерского) хозяйства банкротом и открытия конкурсного производства в конкурсную массу крестьянского (фермерского) хозяйства включаются находящееся в общей собственности членов крестьянского (фермерского) хозяйства недвижимое имущество, в том числе насаждения, хозяйственные и иные постройки, мелиоративные и другие сооружения, племенной, молочный и рабочий скот, птица, сельскохозяйственные и иные техника и оборудование, транспортные средства, инвентарь и другое приобретенное для крестьянского (фермерского) хозяйства на общие средства его членов имущество, а также право аренды принадлежащего крестьянскому (фермерскому) хозяйству земельного участка и иные принадлежащие крестьянскому (фермерскому) хозяйству и имеющие денежную оценку имущественные права 1 .

В случае банкротства крестьянского (фермерского) хозяйства принадлежащий крестьянскому (фермерскому) хозяйству земельный участок может отчуждаться или переходить к другому лицу, Российской Федерации, субъекту Российской Федерации или муниципальному образованию в той мере, в какой его оборот допускается земельным законодательством.

Имущество, принадлежащее главе крестьянского (фермерского) хозяйства и членам крестьянского (фермерского) хозяйства на праве собственности, а также иное имущество, в отношении которого доказано, что оно приобретено на доходы, не являющиеся общими средствами крестьянского (фермерского) хозяйства, не включается в конкурсную массу.

Порядок продажи имущества и имущественных прав крестьянского (фермерского) хозяйства. При продаже имущества крестьянского (фермерского) хозяйства арбитражный управляющий должен выставить на продажу предприятие должника – крестьянского (фермерского) хозяйства путем проведения торгов. Продажа предприятия должника осуществляется в порядке, установленном пунктами 4 – 19 статьи 110 настоящего Федерального закона, оценка имущества должника – в порядке, установленном статьей 130 настоящего Федерального закона. В случае, если предприятие должника не было продано на торгах, продажа имущества должника осуществляется в соответствии со статьей 111 настоящего Федерального закона. 2

Преимущественное право приобретения имущества крестьянского (фермерского) хозяйства имеют лица, занимающиеся производством сельскохозяйственной продукции и владеющие земельными участками, непосредственно прилегающими к принадлежащему крестьянскому (фермерскому) хозяйству земельному участку.

Для обеспечения реализации преимущественного права на приобретение предприятия должника, иного имущества должника арбитражный управляющий направляет уведомление о продаже предприятия должника, иного имущества должника лицам, которые занимаются производством сельскохозяйственной продукции и владеют земельным участком, непосредственно прилегающим к земельному участку должника, а также опубликовывает информацию о продаже предприятия должника, имущества должника в печатном органе по месту нахождения должника с указанием начальной цены продажи предприятия должника, иного имущества должника, выставляемых на торги.

В случае, если указанные лица в течение месяца с даты получения предложения о приобретении имущества и имущественных прав не заявили о своем желании приобрести имущество и права требования, арбитражный управляющий или глава крестьянского (фермерского) хозяйства осуществляет реализацию имущества и имущественных прав в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом.

Последствия признания крестьянского (фермерского) хозяйства банкротом с момента принятия решения о признании крестьянского (фермерского) хозяйства банкротом и об открытии конкурсного производства государственная регистрация главы крестьянского (фермерского) хозяйства в качестве индивидуального предпринимателя утрачивает силу 1 .

Арбитражный суд направляет копию решения о признании крестьянского (фермерского) хозяйства банкротом и об открытии конкурсного производства в орган, зарегистрировавший главу крестьянского (фермерского) хозяйства в качестве индивидуального предпринимателя.

Предпринимательская деятельность в сельском хозяйстве характеризуется особенностями, которые в обязательном порядке должны учитываться законодателем при решении многих вопросов, включая налогообложение и процедуры банкротства 2 .

Несостоятельность (банкротство) сельскохозяйственных организаций имеет особенности, касающиеся, во-первых, характера их деятельности, которая, как правило, связана с использованием земли, во-вторых, сезонного характера аграрного производства и, в-третьих, зависимости результатов деятельности от природных факторов.

Согласно Закону о банкротстве 2002 г. под сельскохозяйственной организацией следует понимать юридическое лицо, основным видом деятельности которого являются производство или производство и переработка сельскохозяйственной продукции 3 . Это один из критериев признания сельскохозяйственной организации в качестве таковой. Другой критерий касается стоимостного выражения общего объема произведенной сельскохозяйственной продукции в данной организации, который не может быть менее 50% общей суммы выручки (ст. 177 Закона о банкротстве 2002 г.). Только наличие двух этих критериев позволяет сделать вывод о том, что речь идет о сельскохозяйственной организации и, следовательно, в этом случае применимы положения Закона о банкротстве 2002 г., касающиеся особенностей процедур банкротства в отношении сельскохозяйственных организаций.

Читайте также:  Сделки между аффилированными лицами: понятие, признаки, отличительные черты

Особенности процедур банкротства применяются также к рыболовецким артелям, но лишь к тем, у которых выручка от реализации произведенной или произведенной и переработанной сельскохозяйственной продукции и выловленных водных биологических ресурсов составляет не менее 70% общей суммы выручки.

Следует заметить, что Закон о банкротстве 2002 г. содержит прямое указание на то, что при анализе финансового состояния должника в период наблюдения должны учитываться сезонность сельскохозяйственного производства и его зависимость от природно-климатических условий, а также возможность удовлетворения требований кредиторов за счет доходов, которые могут быть получены должником по окончании периода сельскохозяйственных работ (п. 1 ст. 178) 1 .

Финансовое оздоровление сельскохозяйственной организации вводится на срок до окончания соответствующего периода сельскохозяйственных работ с учетом времени, необходимого для реализации произведенной или произведенной и переработанной продукции (п. 2 ст. 178 Закона о банкротстве 2002 г.).

В зависимость от длительности периода сельскохозяйственных работ поставлена и продолжительность внешнего управления: внешнее управление вводится на срок до окончания соответствующего периода сельскохозяйственных работ с учетом времени, необходимого для реализации произведенной или произведенной и переработанной сельскохозяйственной продукции. Однако указанный срок не должен превышать максимально допустимого законом срока для реализации мер, направленных на восстановление платежеспособности, более чем на три месяца.

При определенных обстоятельствах (если в период финансового оздоровления или внешнего управления имели место спад и ухудшение финансового состояния сельскохозяйственной организации в связи со стихийными бедствиями, эпизоотиями и другими неблагоприятными условиями) срок внешнего управления может быть продлен еще на один год.

Следует заметить, что законодатель закрепляет положения, устанавливающие особенности продажи имущества и имущественных прав должника – сельскохозяйственной организации (ст. 179 Закона о банкротстве 2002 г.).

Преимущественным правом приобретения имущества должника по оценочной стоимости законодатель наделяет лиц, занимающихся производством или производством и переработкой сельскохозяйственной продукции, владеющих земельным участком, непосредственно прилегающим к земельному участку должника; постановлением Правительства РФ от 2 ноября 1995 г. N 1081 “Об особенностях процедур, применяемых в отношении неплатежеспособных сельскохозяйственных организаций” предписывается учитывать данные балансов сельскохозяйственных организаций за последние 3-5 лет для реальной оценки их финансового состояния. Это касается хозяйствующих субъектов агропромышленной сферы, расположенных в зонах влияния неблагоприятных природных и эпидемиологических факторов, финансовое состояние которых в связи с этим ухудшилось.

Дополнительно законодатель предусматривает, что при продаже объектов недвижимости обанкротившейся сельскохозяйственной организации преимущественное право на их приобретение имеют сельскохозяйственные организации и крестьянские (фермерские) хозяйства, расположенные в данной местности.

5. Внешнее управление крестьянским (фермерским) хозяйством может быть досрочно прекращено арбитражным судом на основании заявления внешнего управляющего или любого из кредиторов в случае:

Порядок банкротства КФХ и сельскохозяйственных предприятий. Как избежать?

  • Нормативное регулирование несостоятельности КФХ и С/Х предприятий
  • Судебная практика банкротства
  • Условия признания несостоятельности
  • Этапы процедуры
  • Особенности процедуры банкротства
  • Восстановление платежеспособности сельхозпредприятия
  • Реализация имущества должника
  • Что следует учесть при банкротстве фермерского хозяйства?
  • Как избежать признания несостоятельности?
  • Ответы на актуальные вопросы по банкротству КФХ и сельскохозяйственных предприятий

Признание несостоятельности любого юридического лица – не простая процедура. Условия ее могут различаться в зависимости от вида деятельности организации. Банкротство сельскохозяйственного предприятия и фермерского хозяйства имеет свои особенности и предполагает соблюдение определенных правил и установленной законом последовательности. В статье мы рассмотрим как осуществляется банкротство КФХ и сельскохозяйственных предприятий, как порядок и как избежать ликвидации.

Признание несостоятельности любого юридического лица – не простая процедура. Условия ее могут различаться в зависимости от вида деятельности организации. Банкротство сельскохозяйственного предприятия и фермерского хозяйства имеет свои особенности и предполагает соблюдение определенных правил и установленной законом последовательности. В статье мы рассмотрим как осуществляется банкротство КФХ и сельскохозяйственных предприятий, как порядок и как избежать ликвидации.

Стадии процесса банкротства компаний

Само понятие несостоятельности банкротства и присущие ему критерии предполагает несколько этапов судебного производства, на протяжении которых интересы сторон соблюдает арбитражный управляющий.

  1. Наблюдение. За трехмесячный период, отведенный на данный этап законом о банкротстве, конкурсный управляющий проверяет достоверность объявленных признаков для признания должника неплатежеспособным:
  • собирает всю доступную информацию об имуществе, принадлежащем потенциальному банкроту;
  • формирует реестр собственности, прибегая при необходимости к независимой оценке;
  • информирует кредиторов о начале процедуры признания несостоятельности;
  • предпринимает комплекс мероприятий, направленный на выявление скрытых активов заемщика;
  • проверяет все сделки с имуществом, проведенные за трехлетний период.
  1. Финансовое оздоровление. Понятие применяется, если в ходе анализа экономического положения дел потенциального банкрота выясняется, что не всё так плохо, как кажется, и компания обладает необходимыми резервами для восстановления работоспособности. Арбитражный управляющий выносит на обсуждение собрания кредиторов список мер для спасения компании от разорения, подтвержденный расчетами. Для прогноза обычно используется коэффициент восстановления платежеспособности компаний. Если эффективность предложенного специалистом метода доказана, то на предприятии начинают внедрять обозначенный состав мероприятий.
  2. Внешнее управление. Такая мера может быть применена после процедуры санации или вместо нее. Обычно к внешнему управлению прибегают в том случае, если первопричина возникновения признаков и критериев банкротства на несостоятельности компании кроется в неэффективном управлении потенциальным банкротом.
  3. Если использование спасательных действий невозможно либо они не принесли должных результатов, арбитражный управляющий подготавливает и проводит аукционные торги по распродаже имущества должника посредством электронных площадок чтобы удовлетворить требования кредиторов.
  1. Наблюдение. За трехмесячный период, отведенный на данный этап законом о банкротстве, конкурсный управляющий проверяет достоверность объявленных признаков для признания должника неплатежеспособным:
  • собирает всю доступную информацию об имуществе, принадлежащем потенциальному банкроту;
  • формирует реестр собственности, прибегая при необходимости к независимой оценке;
  • информирует кредиторов о начале процедуры признания несостоятельности;
  • предпринимает комплекс мероприятий, направленный на выявление скрытых активов заемщика;
  • проверяет все сделки с имуществом, проведенные за трехлетний период.
  1. Финансовое оздоровление. Понятие применяется, если в ходе анализа экономического положения дел потенциального банкрота выясняется, что не всё так плохо, как кажется, и компания обладает необходимыми резервами для восстановления работоспособности. Арбитражный управляющий выносит на обсуждение собрания кредиторов список мер для спасения компании от разорения, подтвержденный расчетами. Для прогноза обычно используется коэффициент восстановления платежеспособности компаний. Если эффективность предложенного специалистом метода доказана, то на предприятии начинают внедрять обозначенный состав мероприятий.
  2. Внешнее управление. Такая мера может быть применена после процедуры санации или вместо нее. Обычно к внешнему управлению прибегают в том случае, если первопричина возникновения признаков и критериев банкротства на несостоятельности компании кроется в неэффективном управлении потенциальным банкротом.
  3. Если использование спасательных действий невозможно либо они не принесли должных результатов, арбитражный управляющий подготавливает и проводит аукционные торги по распродаже имущества должника посредством электронных площадок чтобы удовлетворить требования кредиторов.

Критерии и признаки банкротства юридического лица

Легальные признаки понятия несостоятельности (банкротства) определены ст. 25 и 65 ГК РФ, а также ст. 2, 3, 6, 7 Закона о банкротстве. Признаки банкротства определены по-разному для юридических лиц и граждан, что определяется различием их социально-экономического и правового положения. Указанные различия предпосылок банкротства юридических лиц и граждан объясняются двумя хотя и взаимосвязанными, но разными сторонами рыночной экономики: систематической целевой деятельностью всякого юридического лица (для коммерческой организации это деятельность по систематическому извлечению прибыли) и платежеспособным потребительским спросом.

Если банкротство юридического лица вызывается главным образом его неэффективной деятельностью, в частности негативными последствиями коммерческого риска, то банкротство гражданина связывают с неблагоприятными последствиями потребительского риска. Правила банкротства юридических лиц необходимы для удаления из экономики неэффективных производств, в том числе посредством восстановления их платежеспособности, а правила о потребительском банкротстве необходимы для обеспечения поддержки потребительского кредита, возвращения потребителя к активной экономической жизни, в частности освобождения его от долгов.

Для рыночной экономики характерен постоянно возрастающий уровень потребления. Граждане-потребители нередко имеют значительный объем просроченных обязательств. Для урегулирования таких долгов появляется необходимость в специальных правилах о банкротстве граждан-потребителей (институт потребительского, неторгового банкротства).

Различие признаков банкротства граждан и юридических лиц закреплено ст. 3, 6 и других Закона о банкротстве, определяющих особенности процедур, применяемых в деле о банкротстве и особенности производства по делам о банкротстве юридических и физических лиц.

Юридическое лицо считается неспособным удовлетворить требования кредиторов по денежному обязательству или исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, если соответствующие обязательства и обязанности не исполнены им в течении трех месяцев с даты, когда они должны были быть исполнены, и их размер составлял не менее 300 тыс. руб., если иное не предусмотрено федеральным законом, тогда как для граждан размер неисполненных обязательств составляет не менее 10 тыс. руб. и превышает стоимость принадлежащего ему имущества.

Признаки несостоятельности можно подразделить на сущностные, т.е. необходимые и достаточные для квалификации банкротства должника, и внешние, служащие основанием для подачи заявления в арбитражный суд о признании должника банкротом и возбуждения производства по делу о банкротстве.

Из названных признаков несостоятельности к сущностным признакам относят:

  • • неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам или исполнить обязанность по уплате обязательных платежей;
  • • превышение суммы обязательств должника-гражданина над стоимостью принадлежащего ему, на правах собственности, имущества.

Эти признаки банкротства неочевидные, поэтому они могут быть установлены только арбитражным судом в процессе рассмотрения дела о банкротстве.

Дело о банкротстве может быть возбуждено и рассмотрено в целях установления (отсутствия или наличия) сущностных признаков банкротства при наличии внешних (очевидных) признаков банкротства:

  • • приостановления должником платежей сроком не менее трех месяцев с момента наступления срока их исполнения;
  • • величины требований кредиторов к должнику-гражданину не менее 10 тыс. руб. и к должнику-юридическому лицу не менее 300 тыс. руб.

Наличие внешних признаков банкротства еще не означает собственно само банкротство. Так, внешние признаки свидетельствуют всего лишь о неплатежеспособности должника и являются материально-правовым основанием для подачи в арбитражный суд заявления о признании должника банкротом и возбуждения производства по делу о банкротстве, и, только в ходе судебного разбирательства, можно установить, какова природа неплатежеспособности должника и сопровождается ли она наличием существенных признаков банкротства или нет.

Размер денежных обязательств по действующему законодательству считается установленным, если соответствующие требования подтверждены решением суда, вступившим в законную силу. Размер обязательных платежей считается установленным, если соответствующие требования подтверждены решением налогового или таможенного органа, о взыскании задолженности за счет имущества должника или вступившим в законную силу решением суда или арбитражного суда (п.3 ст.6 Закона о банкротстве).

Размер и состав денежных требований и обязательных платежей определяется по правилам ст. 4 Закона о банкротстве на дату подачи в арбитражный суд заявления о признании должника банкротом (для определения признаков банкротства) и на дату введения каждой процедуры, применяемой в деле о банкротстве (для определения числа голосов, принадлежащих кредиторам на собраниях кредиторов). Необходимо отметить, что в судебной практике нередко возникают трудности с определением состава и размера требований.

Так, по одному из дел Президиум ВАС РФ, отменяя определение арбитражного суда, обратил внимание на то, что суд первой инстанции оставил без внимания состав и размер денежных обязательств по требованиям кредиторов, которые должны определяться на момент обращения в арбитражный суд. Необходимо отметить тот факт, что законодательством о банкротстве не предусмотрена возможность пересмотра в дальнейшем требований, включенных в реестр требований кредиторов по первому заявлению кредитора, в том числе в связи с дополнительным начислением процентов на сумму долга.

Для определения наличия признаков банкротства должника учитываются:

  • • размер денежных обязательств, за исключением обязательств перед гражданами, перед которыми должник несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, обязательств по выплате выходных пособий и оплате труда лиц, работающих по трудовому договору, обязательств по выплате вознаграждения авторам, а также обязательств пере учредителями (участниками) должника, вытекающих из такого участия;
  • • размер обязательных платежей без учета установленных законодательством штрафов (пеней) и иных финансовых санкций.

Подлежащие применению за нарушение обязательства неустойки (штрафы, пени), проценты за просрочку платежа, убытки в виде упущенной выгоды, подлежащие возмещению, а также иные имущественные и (или) финансовые санкции, в том числе за неисполнение обязанности по уплате обязательных платежей, не учитываются при определении наличия признаков банкротства должника.

Так, арбитражный судья, по одному из дел, вынес определение об отказе в принятии заявления о признании должника банкротом, указав в нем на то, что в соответствии с Законом о банкротстве неустойки (штрафы, пени), подлежащие уплате за нарушение денежного обязательства, не учитываются при определении размера денежных обязательств. В данном деле были включены расходы по госпошлине не являющиеся денежным обязательством. Таким образом, в указанном случае отсутствует задолженность в размере, установленном Законом о несостоятельности.

Читайте также:  Ликвидация и реорганизация юридических лиц: основания, способы и пошаговые этапы

Также, по другому делу, судья арбитражного суда, рассмотрев заявление о признании должника банкротом, вынес определение о возврате заявления, в котором отмечается, что заявителем не представлены доказательства обоснованности требований. Так, в решении суда предметом взыскания указаны штрафные санкции, суммы которых не учитываются при определении размера требований по заявлению о признании лица банкротом, а решение суда о взыскании суммы основного долга отсутствует.

Основное различие между признаками банкротства гражданина и юридического лица заключается в том, что для гражданина необходимо установить недостаточность его имущества, а для юридического лица – его неплатежеспособность, которая в соответствии со ст. 2 Закона о банкротстве определяется как прекращение исполнения должником части денежных обязательств или обязанностей по уплате обязательных платежей, вызванное недостаточностью денежных средств.

До включения «неплатежеспособности» и «недостаточности имущества» в Закон о банкротстве эти понятия широко использовались наукой, обращалось внимание на связь недостаточности имущества должника (неоплатности) как установленного факта и неплатежеспособности, как предполагаемой недостаточности имущества должника (презумпция). Г.Ф. Шершеневич писал по этому поводу: «Не следует думать, что платежная неспособность является совершенно оторванной от неоплатности должника. Напротив, в большинстве случаев неспособность должника тесно связана с недостаточностью его имущества. Лицо, обладающее имуществом достаточным для покрытия его долгов, всегда почти найдет возможность достать суммы, необходимые для покрытия предъявленных требований», взять взаймы, рассрочить или отсрочить долги и т.п.

Такого же взгляда придерживались и другие юристы. Так, А. Трайнин писал: «Невозможность платить (неоплатность) и неспособность платить (прекращение платежей) не только не противоречат друг другу, а наоборот, находятся в тесной внутренней зависимости: именно те предприятия. У которых пассив превышает актив, чаще всего и вынуждаются прекратить платежи… В связи с этим составляющими огромное большинство случаями замены неоплатности неспособностью платить, в сущности, не означает отказа от первого принципа в пользу второго: закон оперирует здесь с той же неоплатностью, но охваченной не во внутреннем и трудноустановимом соотношении актива и пассива, а в ее внешнем отчетливом проявлении – прекращении платежей».

Известно, что Закон о банкротстве 1992 года в качестве критерия банкротства использовал принцип неоплатности, который затруднял и затягивал рассмотрение дел в ущерб интересов кредиторов, а также лишало арбитражные суды и кредиторов возможности применения процедуры банкротства (в том числе и внешнее управление, которое используется для восстановления платежеспособности должника) к неплатежеспособным должникам, стоимость имущества которых формально превышает общую сумму кредиторской задолженности.

Невыполнение обязательств организациями может привести к краху их контрагентов по цепочкам обязательств, в связи с чем, такую угрозу необходимо как можно скорее устранить, а именно признать должника – банкротом, ликвидировать его имущество и удовлетворить требования кредиторов. Следовательно, в основание банкротства должников – юридических лиц должен быть положен принцип неплатежеспособности.

Для возбуждения дела о банкротстве заявителю, как правило, необходимо в судебном порядке подтвердить свое требование. Так, право на обращение в суд возникает у конкурсного кредитора, уполномоченного органа по денежным обязательствам, с даты вступления в законную силу решения суда, арбитражного или третейского суда о взыскании с должника денежных средств (п.2 ст.7 Закона о банкротстве). Право на обращение в арбитражный суд возникает по истечении 30 дней с даты принятия решения таможенным или налоговым органом о взыскании задолженности за счет имущества должника, либо с даты вступления в законную силу решения суда или арбитражного суда (п.3 ст.6 Закона о банкротстве), в случае отсутствия указанных решений это является основанием для возвращения заявления арбитражным судом.

Введение признака установленности требований заявителя на момент подачи заявления о признании должника банкротом в арбитражный суд, по мнению законодателя, поможет избежать злоупотребления правом со стороны кредиторов, которые, не пытаясь получить задолженность в обычном исковом порядке и преследуя цель передела собственности, обращаются в арбитражный суд с заявлением о признании должника банкротом.

В связи с чем, изменение позиции законодателя относительно порядка возбуждения дела о банкротстве усиливает продолжниковый характер российского законодательства о банкротстве, не исключает возможность злоупотребления со стороны должника и кредиторов и уж во всяком случае резко понижает эффективность этого законодательства, в частности, теряет смысл такой внешний признак банкротства, как трехмесячная просрочка платежа.

Все дело в том, что пока рассматривается требование кредитора о взыскании задолженности в исковом порядке и пока один кредитор приобретает право на обращение в арбитражный суд с заявлением о признании должника банкротом, другие кредиторы могут получить удовлетворение своих требований «по-дружески» или должник успеет по-другому распорядиться своими активами, и ко дню возбуждения дела размер имущества должника, и, соответственно, конкурсной массы могут существенно уменьшиться.

Таким образом, смысл конкурсного права состоит в том, чтобы обеспечить равные возможности доступа кредиторов к имуществу должника в целях участия их в конкурсе в отношении этого имущества.

В связи с вводом признака установленности требований заявителя сужаются возможности законодательства о банкротстве, приспособленного к защите прав кредиторов в условиях недостаточности имущества должника для полного удовлетворения требований кредиторов, следовательно, количество дел о банкротстве сокращается.

Помимо указанных ранее признаков банкротства законы многих стран признают необходимость еще одного условия банкротства – стечения кредиторов, т.е. наличия у неплатежеспособного должника нескольких кредиторов. Необходимость наличия нескольких кредиторов, которые конкурировали бы в своих требованиях, лежит в само понятии конкурса и должна быть сохранена как условие если не для возбуждения производства по делу о несостоятельности, то, во всяком случае, для открытия и осуществления конкурсного производства. Допустимость открытия конкурса при наличии одного кредитора находится в противоречии со здравым смыслом, а также с историческим развитием конкурсного процесса.

Конкурсный процесс как раз и направлен на то, чтобы предупредить захват имущества неплатежеспособного должника со стороны одного или нескольких кредиторов в ущерб остальным, чтобы наиболее справедливо распределить его между всеми кредиторами.

На информирование кредиторов о положении должника направлены правила об опубликовании сведений, предусмотренных Законом о банкротстве, которые позволяют лицам, участвующим в деле отслеживать ход дела о банкротстве. Данные сведения включаются в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве и опубликовываются в официальном издании, определенным регулирующим органом, и размещаются в Интернете.

Особенностям банкротства юридических лиц посвящены не только главы, закрепляющие правила о процедурах наблюдения, финансового оздоровления, внешнего управления, применяемых к должникам (гл. IV-VI Закона о банкротстве), но и главы, в которых регламентируются особенности банкротства отдельных категорий должников, таких как градообразующих, сельскохозяйственных, финансовых, стратегических организаций и субъектов естественных монополий (параграфы 2-6 гл. IX Закона о банкротстве).

При этом в ст. 168 Закона о банкротстве также отмечается, что к отношениям, связанным с банкротством вышеуказанных организаций применяются общие положения о банкротстве должников, если иное не предусмотрено гл. IX Закона о банкротстве.

Так, по одному из дел Президиум ВАС РФ, отменяя определение арбитражного суда, обратил внимание на то, что суд первой инстанции оставил без внимания состав и размер денежных обязательств по требованиям кредиторов, которые должны определяться на момент обращения в арбитражный суд. Необходимо отметить тот факт, что законодательством о банкротстве не предусмотрена возможность пересмотра в дальнейшем требований, включенных в реестр требований кредиторов по первому заявлению кредитора, в том числе в связи с дополнительным начислением процентов на сумму долга.

Задачи банкротства :
  • возврат долгов кредиторам;
  • восстановление условий, необходимых для продолжения юридическим лицом его бизнеса.

Введение наблюдения не является основанием для отстранения руководителя должника и иных органов управления должника, которые продолжают осуществлять свои полномочия со следующими ограничениями:

Признаки банкротства юридического лица

Признаки несостоятельности (банкротства) юридического лица определены статьей 3 Закона о банкротстве (далее – Закон). Они сводятся к неспособности погасить денежные требования кредиторов и (или) уплатить обязательные платежи в течение 3-х месяцев с даты, когда такие обязательства (обязанности) должны были быть исполнены. Проще говоря, 3-месячная и более просрочка по денежным обязательствам перед кредиторами или государством – основной признак несостоятельности. Однако только этого условия – недостаточно для подачи заявления и начала дела о банкротстве.

Кроме того, рассматривая понятие банкротства (несостоятельности), принято выделять формальные и неформальные признаки, а также анализировать ситуацию и ее развитие в контексте признаков преднамеренного/фиктивного банкротства.

Естественные монополии

Под естественными монополиями понимаются организации, реализующие товары или производящие работы (оказывающие услуги) в условиях отсутствия конкуренции в регионе.

Критериями естественной монополии являются:

  • возможность предприятия устанавливать предельные значения цен на производимые товары (работы, услуги) в регионе;
  • отсутствие возможности заменить производимые предприятием товары на аналогичные, произведенные другим предприятием.

Исходя из данных критериев, к естественным монополиям принято относить:

  • нефтеперерабатывающие заводы;
  • газовые компании;
  • железнодорожные предприятия;
  • предприятия связи (почта, телеграф и т. д.);
  • энергетические компании;
  • компании, оказывающие услуги по водоснабжению и водоотведению;
  • организации, занимающиеся захоронением ядерных отходов.

Приостановить возбуждение дела о банкротстве даже при наличии вышеуказанных признаков можно, если сформировать досудебный план погашения долгов, обеспеченный поручительством местных властей или собственностью учредителей.

Критериями естественной монополии являются:

Специальные признаки банкротства сельскохозяйственных организаций

Пп. 4, 5 ст. 177 закона № 127-ФЗ называет следующие специальные признаки банкротства сельскохозяйственных организаций: наличие суммарной задолженности в размере 0,5 млн руб. и неисполнение требований о ее погашении в течение 3 месяцев с того момента, как они должны были быть выполнены.

Таким образом, размер требований для объявления сельхозорганизации несостоятельной увеличен по сравнению с общим правилом на 200 тыс. руб.

В соответствии с п. 1 ст. 177 закона № 127-ФЗ к сельхозорганизациям относятся юрлица:

  1. Сельхозпроизводители, основными видами деятельности которых являются:
    • производство сельхозпродукции;
    • производство или переработка сельхозпродукции.

При этом выручка от продажи такой продукции должна быть не менее половины выручки юрлица.

  • Рыболовецкие артели, которые занимаются:
    • производством сельхозпродукции;
    • производством и переработкой сельхозпродукции;
    • выловом водных биологических ресурсов.
  • Выручка от реализации указанной выше продукции должна составлять не менее 70% от выручки артели.

    -недостаточность активов кредитной организации для выполнения указанных обязательств.

    Критерии банкротства — признаки несостоятельности предприятия

    Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему – обращайтесь в форму онлайн-консультанта или звоните по телефону
    +7 (499) 350-80-69 (Москва)
    +7 (812) 309-75-13 (СПб)

    Это быстро и бесплатно !

    Существует множество причин наступления финансовой несостоятельности предприятия. Предстоящее банкротство можно определить с помощью соответствующих признаков, установленных 3 статьёй ФЗ № 127 от 26 октября 2002 года.

    Чтобы не доводить компанию до критической точки, обратиться в суд можно заранее. Так организация получает шанс восстановить платёжеспособность и рассчитаться с имеющимися у неё кредиторами.

    1. Признаки и критерии банкротства
    2. Внешние причины наступления несостоятельности предприятия
    3. Внутренние причины наступления несостоятельности фирмы
    4. Косвенные признаки несостоятельности компании
    5. Признаки фиктивного банкротства


    Это быстро и бесплатно !

    Основные признаки банкротства:

    • Наличие долговой задолженности перед кредиторами на сумму свыше 300000 руб.
    • Минимальный срок неисполнения обязательств составляет 3 мес., включая расчеты с персоналом компании.

    Инициировать признание несостоятельности вправе учредитель должника, его кредиторы, различные уполномоченные органы – социальные фонды, налоговая инспекция, органы суда или прокуратуры и т.д. Одновременно с заявлением в арбитраж предоставляются документальные и другие доказательства наличия просроченных долгов. После рассмотрения всех фактов суд выносит решение об отказе в возбуждении дела или о рассмотрении банкротства. В последнем случае начинается первая вспомогательная стадия – внешнего управления. Весь процесс занимает достаточно много времени. Кто принимает участие в деле?

    Главные признаки и критерии банкротства перечислены в стат. 3 № 127-ФЗ. При этом во внимание берется срок просрочки платежей, а также их совокупный объем. Если какое-либо из условий не соблюдается, предприятие не может быть признано неплатежеспособным.

    Права кредиторов при банкротстве предприятия.

    Инициировавший процедуру банкротства предприятия кредитор, не может рассчитывать на то, что он будет единственным. В установленный законом срок свои требования могут предъявить и другие организации или лица, имеющие финансовые претензии к должнику.

    После внесения кредитных требований в реестр, кредитор вправе не только участвовать во всех судебных заседаниях, но и может предъявлять претензии и вносить возражения против участия в процедуре банкротства других кредиторов. Однако права кредиторов при банкротстве предприятияуравнены при условии, что они имеют одинаковый статус.

    На практике кредиторы часто объединяются в альянс. В этом случае число голосов каждого из них прямо пропорционально размеру требований. Также кредиторы могут возбудить дело о признании сомнительных сделок должника недействительными. Для этого привлекается арбитражный управляющий, который официально подает в суд ходатайство об оспаривании факта.

    Согласно действующему законодательству, инициаторы банкротства могут выступать в лице должника(ов), кредитора(ов) или же соответствующих уполномоченных органов.

    Добавить комментарий