Досудебная санация при банкротстве предприятия: преобразование, разделение, присоединение, слияние

Досудебная санация

Законом о банкротстве предусмотрено проведение мер по предупреждению банкротства организаций (ст. 30) и досудебной санации (ст. 31).

В случае возникновения признаков банкротства, определённых Законом о банкротстве, руководитель должника обязан направить учредителям (участникам) должника, собственнику имущества должника – унитарного предприятия сведения о наличии признаков банкротства.

Учредители (участники) должника, собственник имущества должника – унитарного предприятия, федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления обязаны принимать своевременные меры по предупреждению банкротства организаций.

До момента подачи в арбитражный суд заявления о признании должника банкротом меры по его финансовому оздоровлению с целью восстановления его платёжеспособности могут принимать не только учредители (участники), собственник имущества должника, но и кредиторы или иные лица (например, государственные органы управления) на основании соглашения с должником.

Под досудебной санацией (оздоровление) понимаются меры по восстановлению платёжеспособности должника, применяемые собственником имущества должника – унитарного предприятия, учредителями (участниками) должника, его кредиторами и иными лицами в целях предупреждения банкротства.[60] Досудебная санация осуществляется в форме предоставления финансовой помощи в размере, достаточном для погашения денежных обязательств и обязательных платежей, а также восстановления его платёжеспособности.

Цель досудебной санации – удержание предприятия «на плаву», недопущение банкротства, а в случае кризисной ситуации – вывод предприятия из неё с наименьшими потерями.

Действующее законодательство не регламентирует ни порядок, на сроки, ни ответственность участников процедуры, ни контроль за проведением процедуры досудебной санации. Фактические все эти меры осуществляются в рамках антикризисного управления, т.е. управления, направленного на вывод предприятия из кризисного состояния и на предотвращение появления такого состояния. При этом основными этапами антикризисного управления являются разработка бизнес-плана финансового оздоровления на основе оценки и диагностики финансового состояния компании, а также выбор и реализация антикризисных процедур.

Основные формы, используемые в целях оздоровления предприятия и недопущения его банкротства (до введения процедур банкротства):

Ÿ реорганизация предприятия (слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование);

Ÿ доверительное управление – по договору доверительного управления имуществом одна сторона (учредитель управления) передаёт другой стороне (доверительному управляющему) на определённый срок имущество в доверительное управление, а другая сторона обязуется осуществлять управление этим имуществом в интересах учредителя управления или другого лица, указанного учредителем управления (выгодоприобретателем). Договор заключается тогда, когда собственник имущества поручает доверительному управляющему эффективно управлять своим имуществом;[61]

Ÿ финансовая помощь учредителей (участников), собственников имущества должника, кредиторов или иного заинтересованного лица.

Предоставление финансовой помощи может сопровождаться принятием на себя должником или иными лицами обязательств в пользу лиц, предоставивших финансовую помощь. Так, ст. 575 ГК РФ не допускает в отношениях между коммерческими организациями дарение, т.е. безвозмездную передачу в собственность вещи или имущественного права (требования) либо освобождение от имущественной обязанности.[62]

В досудебной санации также могут участвовать бюджетные средства. Условия их участия регламентируют ежегодные законы о бюджетах (федеральные, региональные), Положение о порядке предоставления государственной финансовой поддержки неплатёжеспособным предприятиям и использования средств федерального бюджета, отраслевых и межотраслевых внебюджетных фондов в целях реорганизации или ликвидации неплатёжеспособных предприятий, утверждённое Постановление Правительства РФ от 20.05.1994 г. № 498.

Санация сама по себе не влечёт никаких правовых последствий ни для должника, ни для кредиторов, проведение санации не препятствует возбуждению уголовного дела о несостоятельности, не приостанавливает принудительного исполнения должником своих обязательств.

Если же в санации предприятия участвует государство, то сам факт такого участия служит стимулом для привлечения других участников для восстановления платёжеспособности предприятия.

Ÿ реорганизация предприятия (слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование);

Реорганизация в ходе досудебной санации

В зависимости от масштабов кризисного состояния разрабатываются пути возможного выхода из него. При легком кризисе, как правило, проводят меры по нормализации текущей деятельности предприятия, при глубоком кризисе включают механизм полного использования внутренних резервов финансовой стабилизации, при катастрофическом положении прибегают к санации либо реорганизации или ликвидации предприятия.

Таким образом, основная цель политики антикризисного финансового управления заключается в разработке и реализации мер, направленных на быстрое возобновление платежеспособности и восстановление достаточного уровня финансовой устойчивости предприятия, обеспечивающих его выход из кризисного финансового состояния.

Реализация политики антикризисного финансового управления предприятием при угрозе банкротства предусматривает:

  • осуществление постоянного мониторинга финансового состояния предприятия с целью раннего обнаружения признаков его кризисного развития;
  • определение масштабов кризисного состояния предприятия;
  • исследование основных факторов, обусловливающих кризисное развитие предприятия;
  • формирование системы целей выхода предприятия из кризисного состояния, адекватных его масштабам;
  • выбор и использование действенных внутренних механизмов финансовой стабилизации предприятия, соответствующих масштабам его кризисного финансового состояния;
  • выбор эффективных форм санации предприятия;
  • обеспечение контроля за результатами разработанных мероприятий по выводу предприятия из финансового кризиса.

В системе стабилизационных мер, направленных на вывод предприятия из кризисного финансового состояния, важная роль отводится его финансовому оздоровлению (санации). Наиболее широкий диапазон форм имеет досудебная санация, инициируемая самим предприятием.

Под досудебной санацией понимаются меры по восстановлению платежеспособности должника учредителями, собственниками имущества, его кредиторами и иными лицами в форме предоставления финансовой помощи должнику в размере, достаточном для погашения долгов.

Досудебная санация носит упреждающий характер, полностью согласуется с целями и интересами предприятия, подчинена задачам антикризисного управления и сочетается с осуществляемыми мерами внутренней финансовой стабилизации.

Изучение опыта преодоления кризисных ситуаций многих предприятий как в индустриально развитых странах, так и в современной России, позволяет выделить две наиболее распространенные тактики проведения финансового оздоровления (санации) предприятий.

  • Защитная (оборонительная) тактика направлена на сокращение объемов операционной и инвестиционной деятельности предприятия, привлечение внешней финансовой помощи для соответствующей реструктуризации предприятия с целью сокращения персонала, закрытия отдельных структурных подразделений, уменьшения объемов производства и т.п.
  • Наступательная тактика направлена на диверсификацию операционной и инвестиционной деятельности предприятия, привлечение внешней финансовой помощи для расширения ассортимента конкурентоспособной продукции, выхода на другие региональные рынки, быстрое завершение реальных инвестиционных проектов и т.п.

Формы реорганизации

Помимо различий в тактике финансового оздоровления (санации), различают и сложившиеся на практике формы санации (табл. 4.1). Остановимся подробнее на формах санации, связанных с реорганизацией предприятия. Главная особенность реорганизационных процедур состоит в том, что они направлены на обеспечение нормального функционирования предприятия и восстановление его платежеспособности.

Реорганизация юридических лиц, согласно Гражданскому кодексу РФ (ст. 57), проводится по решению их учредителей (участников). Решение о реорганизации принимается высшим органом управления юридического лица:

1) общим собранием акционеров в акционерных обществах;

2) общим собранием участников в обществе с ограниченной ответственностью.

Реорганизация может быть осуществлена в форме слияния, присоединения, разделения, выделения и преобразования.

Слияние характерно тем, что несколько организаций образуют одну новую организацию и все ранее существовавшие организации прекращают свою деятельность. Реорганизация считается завершенной с момента государственной регистрации нового юридического лица. В результате такого объединения организация-должник теряет свой самостоятельный юридический статус.

Таким образом, основная цель политики антикризисного финансового управления заключается в разработке и реализации мер, направленных на быстрое возобновление платежеспособности и восстановление достаточного уровня финансовой устойчивости предприятия, обеспечивающих его выход из кризисного финансового состояния.

Реорганизация в форме слияния как метод предотвращения банкротсва

В статье рассматривается реорганизация юридического лица в форме слияния как метод предотвращения банкротства. Приводится актуализация основных проблем процедуры банкротства и их специфика. Также в статье рассматривается сама процедура реорганизации как метода предотвращения банкротства, ее специфика и преимущества. Кроме того, в статье приводятся примеры практического применения данного метода.

Результатом экономического кризиса, который продолжался в последние годы, является повышенный риск ведения бизнеса. Непосредственным результатом этого риска можно назвать банкротство предприятий, поскольку между явлениями кризиса и банкротством предприятий существует тесная связь. Кризис считается неизбежной фазой развития предприятия, предшествующей его банкротству или санации. Тем не менее, подчеркиваются шансы компании на повышение конкурентоспособности и финансовый успех в случае выхода компании из финансово-неблагоприятного состояния. Соответственно, раннее реагирование на признаки кризисной ситуации может привести к избежанию банкротства и началу процветания компании. Но существует также угроза того, что кризис будет доминировать в компании до такой степени, что у нее больше не будет возможности спасти ее – тогда произойдет банкротство, которое завершит жизнь предприятия [5, c.80].

Понятие «банкротство» определено статьей 2 Федерального закона от 26 октября 2002 года №127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)».

Несостоятельность (банкротство) (далее также – банкротство) – признанная арбитражным судом неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам, по выплате выходных пособий и (или) об оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору, и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей [4].

Сегодня, согласно статистике, число финансово несостоятельных юридических лиц растёт ежегодно (Рисунок 1). При этом в 2017 году было установлено рекордное количество компаний, которые были признаны банкротами.

Рисунок 1- Фактическое число банкротств в экономике России [6]

Основными причинами банкротства предприятий являются: введение санкций в отношении РФ, экономический кризис, уменьшение платежеспособности граждан, рост курса валют, увеличение процентных ставок по кредитам, уменьшение доли импорта. Также, по словам управляющего директора юридической компании HeritageGroup Ольги Кирилловой, одним из факторов служит увеличение роста отсрочки платежей [11].

Статистика банкротства предприятий в России за 2017 год показывает, что почти 98% дел оканчиваются ликвидацией должника, а процедура финансового оздоровления на практике применяется достаточно редко.

Институт банкротства создан с целью обеспечения исполнения обязательств должника перед кредитором (Рисунок 2). Как можно заметить, в диаграмме приведена статистика, где отражено, что на данный момент интересы кредиторов не защищены посредством участия в конкурсном производстве. Кредиторы на практике сталкиваются с тем, что их обязательства исполняются либо не в полном объёме, либо вообще не исполняются.

Рисунок 2 – Количество дел о банкротстве компаний по доле удовлетворенных требований кредиторов [10] ​

Необходимо сказать, что банкротство является наиболее радикальным методом прекращения предпринимательской деятельности и осуществляется в тех случаях, когда активы предприятия, имеющего задолженность, недостаточны для покрытия всех обязательств, возложенных на него. В отличие от других форм прекращения бизнеса, банкротство не является добровольным, но является обязанностью предприятия, которое навсегда утратило способность оплачивать свои обязательства. Благодаря процессу банкротства, эти предприятия исключаются из экономики. Однако, ссылаясь на статистику мы можем с уверенностью сказать, что данный институт в нынешних реалиях не выполняет свою основную задачу наиболее эффективным образом.

Так, в большинстве случаев, процедура банкротства заканчивается ликвидацией фирмы, а процедура финансового оздоровления на практике применяется редко. При этом, исходя из статистики, можно увидеть, что банкротство, во многих случаях не может полностью удовлетворить интересы всех кредиторов. В то же время, перечисленные проблемы ужесточаются ежегодным увеличением юридических лиц, находящихся на стадии банкротства.

Избежать ситуации, когда арбитражный суд назначает процедуру банкротства, может сама компания. Для этого необходимо проводить периодический мониторинг финансового состояния компании с целью выявления и оценки риска банкротства для своевременного принятия мер по их минимизации.

Однако, зачастую, случается так, что компания уже находится в сложном финансовом положении или велик риск возникновения банкротства. В такой ситуации компания может воспользоваться таким инструментом как реорганизацией в форме слияния с финансово более здоровым юридическим лицом. При этом стоит учитывать, что реорганизация юридических лиц в форме слияния может производиться только до того момента, пока в отношении юридического лица не открыто производство по банкротству.

Согласно статье 52 Федерального закона, «слиянием обществ признается создание нового общества с передачей ему всех прав и обязанностей двух или нескольких обществ и прекращением последних» [3].

Как уже было сказано, слияние двух или более юридических лиц подразумевает создание совершенно новой компании. При этом оба юридических лица, которые участвуют в слиянии, прекращают свою деятельность и впоследствии будут сняты с регистрационного учета. В ЕГРЮЛ вносится запись о постановке на учет нового юридического лица, все права и обязанности, а также имущество и долги ликвидированных компаний переходят ко вновь созданному юридическому лицу.

При этом необходимо ответственно отнестись к такому виду сделки, особенно когда идет речь о слияния компании, находящейся в сложном финансовом положении, с финансово здоровой. Необходимо произвести оценку финансовой составляющей, производственных мощностей, а также штата сотрудников соответствующей квалификации. Такая оценка позволит оценить положительный эффект от совершения сделки и оградить свою компанию от рисков, связанных с интеграцией с фирмой, находящейся в нестабильном финансовом положении [7].

Однако, нужно признать, что в результате процесса слияния могут выиграть обе стороны. В случае с компанией, которая находится в сложном финансовом положении, идет речь о погашении задолженности перед кредиторами и продолжении своей деятельности. В случае с юридическим лицом, с которым проводится процедура слияния, основными плюсами могут стать: приобретение технологий должника, его клиентской базы, технологических мощностей, расширение масштаба деятельности и, тем самым, повышение своей конкурентоспособности на рынке.

В качестве примера можно привести слияние US Airway Group Inc и обанкротившейся American Airlines как способ выхода из банкротства AMR Corp., владельца авиакомпании American Airlines. Данная сделка привела к созданию компании – авиаперевозчика, капитализация которой оценивается в 11 млрд. долларов США [8].

Можно отметить, что сделки слияния выступают, как важная альтернатива стратегии развития предприятий, возможность повысить их прибыльность, увеличить масштабы операций или расширить сферу их деятельности.

Слияние может привести к повышению эффективности следующими способами. Во-первых, эффект масштаба может сделать фирму более эффективной. Во-вторых, слияние может стимулировать технический прогресс, который ведет к снижению себестоимости продукции, способствуя распространению ноу-хау и поощряя инновации. В-третьих, объединенная компания может извлечь выгоду из экономии закупок, которая является результатом более сильной позиции в переговорах с контрагентами в отношении затрат и капитала после слияния. Наконец, работники могут быть более мотивированы на работу в более крупной объединенной компании по сравнению с организацией до слияния, что приводит к повышению производительности [9, с.149-154].

Одним из дополнительных положительных факторов процедуры слияния можно рассматривать положение п. 5 ст. 283 НК РФ, «в случае прекращения налогоплательщиком деятельности по причине реорганизации налогоплательщик-правопреемник вправе уменьшать налоговую базу в порядке и на условиях, которые предусмотрены настоящей статьей, на сумму убытков, полученных реорганизуемыми организациями до момента реорганизации» [2]. Таким образом, вновь созданное юридическое лицо некоторое время будет освобождено от уплаты налога на прибыль или будет платить его, но в уменьшенном размере.

Практикуется, также, реорганизация в форме слияния должника и кредитора. В таком случае происходит совпадение в одном лице должника и кредитора, что согласно статье 413 ГК РФ, является основанием для прекращения долговых обязательств [1]. Таким образом, долги компании должника аннулируются, что позволяет ей продолжить свою деятельность «с чистого листа» в рамках уже новой организации.

Одним из примеров вышеперечисленных вариантов слияния может послужить слияние Связь Банка с Банком Глобэкс весной 2018 года. Причиной слияния послужил кризис, произошедший в 2008 году, в ходе которого многие банки столкнулись с массовым оттоком вкладов. Не стал исключением и Глобэкс. В течение десяти лет проводились мероприятия по увеличению финансовой стабильности банка, что не привело к ощутимым положительным результатам. В итоге было принято решение о проведении процедуры слияния на базе Связь Банка.

Обобщая вышеизложенное, можно сделать вывод о том, что сделка слияния может быть успешной альтернативой для предприятия при выходе из кризиса с целью избежать банкротства. Это связано с тем, что сделки слияния и поглощения являются элементом стратегии развития бизнеса, которая позволяет расширять бизнес-потенциал.

Однако, следует понимать, что несмотря на наличие преимуществ данных сделок, таких как синергия и эффект масштаба, повышенный динамизм экономического развития, доступ к более широкому спектру ресурсов, снижение риска операций, существуют слабые стороны слияний и поглощений, которые включают высокий риск неудачи слияния, высокие затраты на процесс, сложное управление компанией с другим режимом работы. Поэтому компании, принимающие решения о слиянии или поглощении в качестве основы для достижения преимущества, должны провести всесторонний анализ и иметь несколько мотивов, доминирующими из которых являются прибыль, стремление к быстрому экономическому росту, лидерство на рынке, диверсификация видов деятельности.

Институт банкротства создан с целью обеспечения исполнения обязательств должника перед кредитором (Рисунок 2). Как можно заметить, в диаграмме приведена статистика, где отражено, что на данный момент интересы кредиторов не защищены посредством участия в конкурсном производстве. Кредиторы на практике сталкиваются с тем, что их обязательства исполняются либо не в полном объёме, либо вообще не исполняются.

Цели досудебной санации

Санация осуществляется в случае появления формальных признаков банкротства (наличия неисполненных в течение трех месяцев обязательств на сумму свыше 300000 рублей), достаточных для возбуждения дела о несостоятельности, а также в случае, когда появление таких признаков в ближайшем будущем становится неизбежным.

Целями санации являются:

  • восстановление способности исполнять обязательства;
  • оптимизация структуры капитала;
  • предотвращение падения курса акций;
  • сокращение суммы задолженности;
  • восстановление ликвидности активов.

Нередко банкротство наступает по причине нерационального распределения уставного капитала, когда значительная часть средств находится в виде низко- и среднеликвидных активов и оборотного капитала начинает недоставать для покрытия обязательных платежей и процентов за просрочки. Перераспределение средств компании позволяет восстановить платежеспособность, а решение вопроса до обращения в суд позволит избежать падения стоимости компании из-за опасений инвесторов и держателей акций.

Распространены следующие способы восстановления платежеспособности компании банкрота:

Восстановление платежеспособности компании

Этап финансового оздоровления подразумевает дополнительные вливания денежных средств: от кредиторов, от третьих лиц или же из государственного бюджета. Когда вливание дополнительных средств является невозможным или же руководство или учредители предпочитают другие меры,
допускается реорганизация юридического лица, которая бывает нескольких типов:

Читайте также:  Проверка на банкротство юридических лиц: где посмотреть сведения? Правила и порядок действий

  1. слияние;
  2. присоединение;
  3. разделение;
  4. выделение;
  5. преобразование.

В процессе признания финансовой несостоятельности компании может применяться как отдельная из указанных процедур, так и целый комплекс, но только при согласии арбитражного управляющего, с одной стороны, и руководства или учредителей – с другой.

Банкротство и последующая реорганизация компании регламентируется статьей 57 Гражданского Кодекса РФ.

Чтобы понимать особенности реорганизации юридических лиц, необходимо рассмотреть каждый вид данной процедуры.

Стадия наблюдения подразумевает проверку деятельности должника арбитражным управляющим на предмет законности. Далеко не всегда ухудшение финансовых показателей не связано с умышленными действиями руководства или учредителей. Если подобное будет доказано, основатели или руководители компании могут привлекаться к уголовной ответственности (статьи 196 и 197 Уголовного Кодекса).

Сроки

Все заявленные сроки санации должника должны быть согласованы только одним органом – неформальным объединением кредиторов. Финансовое оздоровление может длиться дольше сроков исковой давности. Приоритет имеют подписанные соглашения о выходе предприятия из кризиса, а также утверждённый в судебной инстанции план оздоровления.

  • Сумма долговых требований намного превышает активы компании. Даже при перспективной оценке плана оздоровления компании, эта мера не будет эффективной и достаточной;
  • Кредиторы заявляют протест в адрес судебной инстанции.

От банкротства до слияния

Если дела у фирмы совсем плохи и близится банкротство, то избежать разорения можно с помощью слияния. Однако провести реорганизацию не так просто, особенно если за все в ответе будет главбух. Упростить задачу поможет опыт судебных споров.

Затруднения. выход есть

Слияние на рынке происходят довольно часто. В прессе можно прочесть свежие новости об объединении крупных торговых сетей, банков, сотовых операторов и других компаний.

Причины слияния фирм бывают самые разные. Например, организация испытывает существенные затруднения с реализаций, спрос упал, так как на рынке появился более удачливый конкурент. Фирма, подсчитав убытки, начинает искать выход из затруднительного положения. В такой ситуации можно провести слияние с конкурирующей организацией. Таким образом, компания повысит спрос и избежит банкротства.

Когда предприятие срочно нуждается в обновлении оборудования и необходимы крупные финансовые вливания, деньги могут появиться при объединении с фирмой-донором.

Если компания находится на грани разорения из-за отсутствия грамотного управления и четкой стратегии развития, она может соединиться с более успешной. После реорганизации компания избежит банкротства и успешно продолжит свое существование.

Так, фирма «Гамма» находилась на грани банкротства. Налоговая требовала погасить задолженность и пени, кредиторы одолели. Как быть и что делать?

Специалисты предложили несколько вариантов выхода из «трудной» ситуации. Руководитель выбрал слияние с другой компанией, чтобы спасти «Гамму».

Когда опаздывать нельзя

«Если произойдет конфликт, то решение о слиянии может быть оспорено в судебном порядке. — комментирует Алексей Беклемишев, директор аудиторской фирмы «Финстатус». — Подать иск в суд может участник общества, если он не согласен с заключением собрания либо вообще отсутствовал. Сделать это можно в течение двух месяцев (п. 1 ст. 43 Закона «Об обществах с ограниченной ответственностью»). Медлить нельзя, иначе судьи могут отказать в иске (п. 2 ст. 199 ГК).

Решено было объединиться с организацией-конкурентом. Процедуру слияния провести оказалось не так просто. А основные обязанности легли на плечи главбуха.

Первым делом провели общее собрание учредителей ООО «Гамма», где решение о реорганизации принимали все учредители. Одновременно участники утвердили договор о слиянии и новый устав общества, которое образуется.

Перед собранием главбух проверяет с особой тщательностью учредительные документы. Изучает устав и учредительный договор. Потому как, если налоговики выявят какие-либо несоответствия, то не зарегистрируют слияние.

Например, инспектор не зарегистрировал слияние фирм, так как не все учредители заявили о согласии на реорганизацию. Решение, договор о слиянии, передаточный акт были приняты и подписаны одним участником. Перед проведением слияния два учредителя продали свою долю третьему. Но измененный устав не прошел государственную регистрацию, и соглашение не приобрело юридическую силу. Суд согласился с претензиями налоговой инспекции (постановление ФАС Поволжского округа от 24 октября 2006 г. № А65-41056/05-СГЗ-14).

Затем бухгалтер сообщает о слиянии всем известным кредиторам и публикует информацию в «Вестнике государственной регистрации». Сделать это надо в течение 30 дней с даты принятия решения о реорганизации (п. 5 ст. 51 Закона от 8 февраля 1998 г. № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» ). Далее фирма «Гамма» совместно с компанией «Бета» собрали все необходимые документы и направили их в налоговую для регистрации слияния. Туда было направлено заявление, которое составляет представитель новой фирмы. Оно имеет стандартную форму (постановление правительства от 19 июня 2002 г. № 439 «Об утверждении форм и требований к оформлению документов, используемых при государственной регистрации юридических лиц, а также физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей»). А так же учредительные документы новой фирмы, решение о реорганизации, договор о слиянии, передаточный акт, документ об уплате госпошлины.

В передаточном акте фирма указала: кто будет наследником по всем обязательствам реорганизованной фирмы (п. 1 ст. 59 ГК ). Если организация не сделает этого, то налоговая откажет ей в регистрации слияния (постановление ФАС Центрального округа от 28 января 2005 г. № А48-4467/04-20).

При слиянии фирмы объединяют и получается новая компания. Организаций должно быть как минимум две. Все права и обязанности старых фирм переходят новоиспеченной. Поэтому все долги наследует новая компания, а объединенные фирмы исключаются из реестра.

Часто возникают споры по вопросам реорганизации, которые разрешить могут только арбитражные судьи: то налоговая не регистрирует объединение или должник хочет признать незаконной реорганизацию.

Например, кредитор подал иск на налоговую с требованием признать незаконным слияние, так как не был надлежащим образом оповещен. Судьи установили, что интересы истца не ущемлены, потому что реорганизованная фирма является наследником по всем долгам ликвидированных фирм. Значит, отвечать будет новая компания (постановление ФАС Волго-Вятского округа от 27 декабря 2006 г. № А43-33358/2005-17-1340).

В другой ситуации инспекция отказалась провести зачет налога у одной объединенной фирмы за счет другой. ЗАО «Сибкомп» написало письмо в инспекцию с заявлением о зачете переплаты по налогам фирмы «Альфа» в счет погашения задолженности (постановление ФАС Западно-сибирского округа от 29 марта 2005 г. № Ф04-1583/2005 (9748-А27-27)). Налоговая отказала, так как не получала документов, подтверждающих наличие переплаты. Компания обратилась в суд, который признал действия инспекции незаконными. Излишне уплаченные до реорганизации налоги подлежат зачету в счет новых налогов (п. 10 ст. 50 НК). Значит налоговая обязана была провести зачет.

«Обратите внимание, что осуществлять слияние исключительно по причине налоговой экономии не желательно, — предупреждает Виталий Данилин, юрист Гражданско-правового департамента юридической фирмы «КЛИФФ». — Так как это может быть расценено как нарушение законодательства (п. 9 постановления пленума ВАС от 12 октября 2006 г. № 53 «Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды»). Налоговая экономия не должна быть единственной и главной целью реорганизации».

«Сама по себе реорганизация в форме слияния не дает налоговых выгод — ни в части отсрочки уплаты, ни в части их уменьшения, — объясняет Виталий Данилин. — Однако при определенных обстоятельствах слияние может быть использовано для экономии платежей. Рассмотрим две наиболее часто встречающиеся ситуации, в которых фирма имеет возможность уменьшить размер налогов за счет слияния.

Например, когда слияние выступает конечным этапом при отчуждении имущества. Одна сторона заинтересована в приобретении крупного актива, а другая — в его отчуждении. Условно назовем данных лиц покупателем и продавцом.

В этом случае продавец вначале производит реорганизацию в форме выделения (разделения) с передачей имущества на баланс новому лицу, либо передает подлежащий продаже актив своему дочернему обществу в качестве взноса в уставный капитал (или вклада в имущество — для обществ с ограниченной ответственностью). После этого новое общество (собственник отчуждаемого актива) производит реорганизацию в форме слияния с покупателем. Далее стороны заканчивают взаиморасчеты, когда покупатель просто выкупает акции (доли) новой фирмы, полученные продавцом актива в связи с реорганизацией.

Этот вариант взаиморасчетов дает возможность сэкономить на уплате НДС (т.к. формально передача имущества в процессе реорганизации не признается реализацией — подп. 1 п. 2 ст. 146 НК и подп. 2 п. 3 ст. 39 НК) и налоге на прибыль.

Есть еще одна возможность сэкономить. Представим, что у группы собственников имеется ряд принадлежащих им фирм: организация, осуществляющая производство товаров (которое в связи с модернизацией получило крупные убытки), и организации, осуществляющие торговлю произведенными товарами. Назовем условно эти сливающиеся компании производитель и торговый дом.

Таким образом, при слиянии производителя и торгового дома цель оптимизации будет в уменьшении налоговой базы по налогу на прибыль торгового дома за счет убытков производителя (п. 5 ст. 283 НК). В конечном итоге это означает «ускоренное» списание убытков и уменьшение налоговых потерь по налогу на прибыль.

Однако такая оптимизация может рассматриваться как операция, направленная на уклонение от уплаты НДС посредством подмены облагаемой налогом операции на необлагаемую. Купля-продажа ценных бумаг или уступка долей не облагаются НДС (подп. 12 п. 2 ст. 149 НК), тогда как операции по продаже имущества или имущественных прав признаются объектом налогообложения (подп. 1 п. 1 ст. 146 НК).

В том, что касается второго примера, существует риск признания реорганизации экономически не обоснованной операцией (в частности, для торгового дома). Следствие — отказ в праве новой организации на уменьшение налоговой базы по налогу на прибыль за счет убытков, полученных слившимся с торговым домом производителем.

Таким образом, слияние может спасти компанию. А при определенных условиях поможет сэкономить на налогах.

Тем не менее применение столь неоднозначного механизма как реорганизация исключительно в целях оптимизации налоговых платежей может быть расценено как нарушение законодательства. Это значит, что налоговая экономия не должна быть единственной и главной целью реорганизации.

Не всегда при слиянии в ответе новая организация, есть и исключения. Так налоговая хотела ликвидировать фирму, а она уже не существовала, так как была реорганизована в форме слияния. Тогда инспекция решила продолжить процесс в отношении наследника, однако суд отказался. Арбитры Северо-Кавказского округа заключили, что при рассмотрении дел о несостоятельности (банкротстве) реорганизованных фирм принцип правоприемства стороны в процессе применяться не будет , так как это не спорное правоотношение, а устанавливается факт несостоятельности (банкротства) конкретной компании. Судьи не раз подтверждали это (постановление ФАС СКО от 10 июля 2006 г. № Ф08-2905/2006, постановление ФАС СКО от 3 марта 2004 г. № Ф08-695/2004). Только когда фирма преобразуется, она банкротится по наследству.

Если компания находится на грани разорения из-за отсутствия грамотного управления и четкой стратегии развития, она может соединиться с более успешной. После реорганизации компания избежит банкротства и успешно продолжит свое существование.

Как проходит

Финансовое оздоровление – это длительный и трудный процесс, который не всегда приводит к желаемым результатам. Начинается все с того, что определяется целесообразность проведения мероприятия. Затем происходит обоснование концепции и выбирается форма. Дальше подбирается санатор, разрабатывается и утверждается проект.

Санация может включать в себя такие процедуры:

  • Производственная оптимизация.
  • Сокращение численности работников фирмы.
  • Меняются виды деятельности на менее затратные.
  • Меняется налоговая система.
  • Задолженность подвергается реструктуризации.
  • Имущество продается.

В качестве санатора может выступать руководитель фирмы, кредитор или представитель банка, который занимается обслуживанием компании. Если же происходит реструктуризация, то санатором может быть весь коллектив компании или внешние юридические лица.

Обязательно необходимо на всех этапах вести серьезный мониторинг. Он позволяет понять, достигнуты ли цели оздоровления, и если да, то в полном ли объеме. Результат можно считать достигнутым, если хозяйственная деятельность компании стабилизировалась и удалось избежать процедуры банкротства. Сроки досудебной санации не могут быть меньше чем восемнадцать месяцев. Чаще всего требуется даже более длительное время, чтобы фирма пришла в порядок и могла нормально развиваться.

Санация может включать в себя такие процедуры:

Реорганизация в банкротстве (Дубровская И.)

Дата размещения статьи: 24.11.2015

Можно ли провести процедуру реорганизации в процедуре наблюдения, в частности начать или завершить, и существует ли риск признания такой реорганизации недействительной в уже введенной процедуре банкротства? Попробуем разобраться.

О процедуре

В соответствии с п. п. 1, 4 ст. 57 ГК РФ реорганизация юридического лица (слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование) может быть осуществлена по решению его учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами.
Согласно ст. 60 ГК РФ в течение трех рабочих дней после даты принятия решения о реорганизации юридического лица оно обязано уведомить в письменной форме уполномоченный государственный орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, о начале процедуры реорганизации с указанием формы реорганизации. На основании такого уведомления уполномоченный государственный орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, вносит в Единый государственный реестр юридических лиц запись о том, что юридические лица находятся в процессе реорганизации.
Реорганизуемое юридическое лицо после внесения в Единый государственный реестр юридических лиц записи о начале процедуры реорганизации дважды с периодичностью один раз в месяц опубликовывает в средствах массовой информации, в которых опубликовываются данные о государственной регистрации юридических лиц, уведомление о своей реорганизации.
Кредитор юридического лица, если его права требования возникли до опубликования первого уведомления о реорганизации юридического лица, вправе потребовать в судебном порядке досрочного исполнения соответствующего обязательства должником, а при невозможности досрочного исполнения – прекращения обязательства и возмещения связанных с этим убытков, за исключением случаев, установленных законом или соглашением кредитора с реорганизуемым юридическим лицом. Требования о досрочном исполнении обязательства или прекращении обязательства и возмещении убытков могут быть предъявлены кредиторами не позднее чем в течение 30 дней после даты опубликования последнего уведомления о реорганизации юридического лица (п. 2 ст. 60 ГК РФ).
По своей природе реорганизация юридического лица представляет собой сложный юридический состав и осуществляется на основании решения учредителей либо уполномоченного органа о реорганизации в установленной законом форме и действий, направленных на переход прав и обязанностей юридического лица в результате реорганизации на основании ст. ст. 57 – 60 ГК РФ.
Правомерность данного вывода подтверждается, в частности, Постановлением ФАС ВСО от 06.07.2005 N А19-20100/03-23-4-Ф02-3218/05-С2.
В действующем законодательстве (абзац 2 п. 3 ст. 64 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ “О несостоятельности (банкротстве)”) (далее – Закон о банкротстве) содержится императивный запрет на принятие решения о реорганизации должника после введения наблюдения.
Однако не содержится такого запрета на принятие решения о реорганизации до введения наблюдения.

Если процесс не завершен

Если реорганизация не завершена на дату введения наблюдения, а завершается после введения наблюдения, то, несмотря на то что решение о реорганизации принято до введения наблюдения, существует значительный риск признания такой реорганизации (признание действий налогового органа о внесении записи о реорганизации и записи о реорганизации), как и решения о ней, недействительной по формальному основанию, если права кредиторов при этом будут признаны судом нарушенными.
Некоторые суды указывают, что введение в отношении юридического лица процедуры банкротства само по себе исключает его реорганизацию, не завершенную на дату введения процедуры наблюдения.
Так, в Постановлении Пятого арбитражного апелляционного суда от 16.12.2014 N 05АП-11072/2014 по делу N А59-1643/2013 указано: “С учетом установленных обстоятельств суд приходит к выводу, что хотя учредители должника при принятии решения о реорганизации и составлении разделительного баланса формально и действовали в рамках имеющихся у них полномочий (до введения процедуры наблюдения), однако их действия были направлены на причинение вреда правам как самого должника, так и его кредиторов, поскольку, зная о подтверждении задолженности в пользу ООО “Сахалинский оценщик” вступившим в законную силу решением суда и об отсутствии у общества возможности исполнить требования кредитора, после принятия судом к производству заявления о признании ООО “Телекомпания “ВОСТОК РОСС” банкротом приняли решение о передаче большей части активов общества другому юридическому лицу, фактически не передав при этом какую-либо часть долгов.
. Поскольку Законом о банкротстве запрещено принимать решение, являющееся лишь основанием для начала процедуры реорганизации, то тем более не допускается проведение заключительной стадии этой процедуры – внесение в ЕГРЮЛ записи о реорганизации должника в форме выделения, влекущее наступление последствий, на предотвращение которых направлены указанная норма Закона о банкротстве.
Введение в отношении юридического лица процедуры банкротства само по себе исключает его реорганизацию, не завершенную на дату введения процедуры наблюдения. То обстоятельство, что решение о реорганизации принято до введения процедуры наблюдения, но после возбуждения дела о банкротстве, с учетом вышеизложенного не имеет правового значения, поскольку временным управляющим заявлено о признании незаконной всей реорганизации должника”.
Вывод о том, что ведение в отношении юридического лица процедуры банкротства само по себе исключает его реорганизацию, не завершенную на дату введения процедуры наблюдения, основывается на том, что установленный абзацем 2 п. 3 ст. 64 Закона о банкротстве запрет на принятие решений о реорганизации и ликвидации должника является по своей сути обеспечительной мерой и направлен на защиту прав всех кредиторов на получение удовлетворения их требований за счет имущества должника. Вместе с тем данные права нарушаются не столько самим по себе принятием решения о реорганизации должника, сколько последствиями его реализации.
Подобные выводы сделаны также в Постановлениях Арбитражного суда СЗО от 24.02.2015 N Ф07-382/2015 по делу N А13-331/2014, ФАС Московского округа от 08.04.2014 N Ф05-2770/2014 по делу N А40-89935/13.
При этом следует учитывать, что кредитор в рамках дела о банкротстве вправе обратиться с заявлением о принятии обеспечительных мер в отношении должника в виде запрета проводить реорганизацию. С большой вероятностью такое заявление будет удовлетворено, и завершение реорганизации будет невозможно.
Так, в п. 14 информационного письма ВАС РФ от 25.04.1995 N С1-7/ОП-237 указано, что, если в ходе рассмотрения дела о банкротстве суду станет известно о предполагаемой реорганизации организации-должника, целесообразно на основании п. 3 ст. 92 АПК РФ вынести определение о запрещении учредителям (участникам) либо соответствующему органу юридического лица проводить реорганизацию данного юридического лица в любых формах, кроме преобразования.
Например, в Постановлении Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.06.2014 по делу N А13-5948/2012 суд указал: “Особенностью законодательства о банкротстве является то, что при рассмотрении дел о несостоятельности (банкротстве) организаций принцип правопреемства стороны в процессе применяется лишь в случае преобразования юридического лица – должника. Если же реорганизация должника осуществлена путем слияния, присоединения, разделения, выделения, при рассмотрении дел о несостоятельности (банкротстве) реорганизованных организаций принцип правопреемства стороны в процессе применяться не может, так как арбитражные суды рассматривают не спорное правоотношение сторон, а устанавливают факт несостоятельности (банкротства) конкретной организации. Следовательно, в рамках дела о банкротстве правопреемство при реорганизации в форме присоединения не означает переход признаков несостоятельности (банкротства) должника к присоединяемому юридическому лицу. Таким образом, если в ходе рассмотрения дела о банкротстве суду станет известно о предполагаемой реорганизации организации-должника, целесообразно вынести определение о запрещении учредителям (участникам) либо соответствующему органу юридического лица проводить реорганизацию данного юридического лица в любых формах, кроме преобразования (абзац пятый пункта 14 информационного письма Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.04.1995 N С1-7/ОП-237 “Обзор практики применения арбитражными судами законодательства о несостоятельности (банкротстве)”)”.

Читайте также:  Ликвидация НКО: порядок закрытия некоммерческой организации через суд и в добровольном порядке

Два подхода

В судебной практике существует два подхода к возможности признания реорганизации недействительной с применением к ней норм, предусмотренных для признания сделок недействительными.
Одни суды полагают возможным применить основания, установленные для признания недействительными сделок.
Так, в Постановлении Шестого арбитражного апелляционного суда от 15.07.2015 N 06АП-2441/2015 по делу N А04-818/2009 указано: “В рамках дела о несостоятельности (банкротстве) общества с ограниченной ответственностью “Торгово-производственная компания “Океан” (далее – должник, ООО ТПК “Океан”) в Арбитражный суд Амурской области обратился конкурсный управляющий должника Хабарова Е.А. с заявлением о признании недействительной реорганизации общества в форме выделения.
Определением суда от 09.04.2015 сделка по реорганизации ООО “ТПК “Океан” в форме выделения 22.01.2014 из него ООО “КРАСС” признана недействительной, применены последствия недействительности сделки по возврату в конкурсную массу ООО “ТПК “Океан” переданного имущества.
. Признав сделку по реорганизации общества “Океан” в форме выделения из него ООО “КРАСС” недействительной, суд первой инстанции обоснованно применил последствия недействительности в виде возврата имущества (и всего полученного по сделке) в конкурсную массу должника”.
При этом эта практика касается в большей части таких форм реорганизации, как выделение, то есть тех ситуаций, когда учредители должника при принятии решения о реорганизации и составлении разделительного баланса формально действуют в рамках имеющихся у них полномочий (до введения процедуры наблюдения), однако их действия направлены на причинение вреда правам как самого должника, так и его кредиторов, поскольку, зная о наличии задолженности в пользу кредиторов и об отсутствии у должника возможности исполнить требования кредитора, после принятия судом к производству заявления о признании должника банкротом, они принимают решение о передаче большей части активов должника другому юридическому лицу, фактически не передав при этом какую-либо часть долгов.
Другие суды исходят из того, что понятия реорганизации и сделки являются предметом регулирования разных правовых институтов гражданского права, поэтому реорганизация юридического лица по своей правовой природе не является сделкой, а также из того, что нормы ГК РФ, регулирующие условия и основания недействительности сделок, применения последствий их недействительности, а также нормы Закона о банкротстве, регламентирующие полномочия арбитражного управляющего по оспариванию сделок должника, применению не подлежат. При таких обстоятельствах суды отказывают в удовлетворении заявления управляющего, основанного на нормах о сделках.
Так, в Постановлении Седьмого арбитражного апелляционного суда от 05.08.2011 N 07АП-251/11(7,8) по делу N А03-16659/2009 суд указал: “Реорганизация общества с ограниченной ответственностью представляет собой комплекс действий, ненормативных актов самого общества (решение о реорганизации) и государственного органа (решение о государственной регистрации), предусмотренных главой 4 Гражданского кодекса Российской Федерации и не подпадающих под понятие сделки, содержащееся в статье 153 Гражданского кодекса Российской Федерации. При этом правопреемство, которое имеет место при реорганизации юридического лица, относится к числу универсальных (пункт 1 статьи 129 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Реорганизация в силу ее правовой природы, определяемой в соответствии со статьями 57 – 60 Гражданского кодекса Российской Федерации, и, в частности, осуществляемый в ее рамках переход обязательств не предполагают в силу закона какого-либо встречного исполнения, согласия третьих лиц. Имущество (в том числе имущественные права и обязанности) при реорганизации передается в собственность вновь созданной организации в одностороннем порядке, установленном законом. Таким образом, порядок возникновения имущественных прав и обязанностей в результате реорганизации юридического лица отличен от установленного статьей 153 Кодекса”.
В конечном счете реорганизация должника возможна только в том случае, если при этом будут соблюдены права и законные интересы всех его кредиторов без исключения.
Если же суд придет к выводу о недоказанности причинения вреда имущественным правам кредиторов должника в результате совершения реорганизации, а также о недоказанности намерения сторон причинить вред имущественным интересам кредиторов, то в удовлетворении такого заявления будет отказано (Постановление ФАС СЗО от 02.07.2012 по делу N А05-1460/2010).

Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:

Вернуться на предыдущую страницу

Дата размещения статьи: 24.11.2015

Банкротство предприятий их диагностика и санация

Главная / Банкротство / Банкротство юридических лиц

Время на чтение: 6 мин

Под санацией при банкротстве понимают комплекс мер, направленных на восстановление нормального финансового положения компании, позволяющего производить расчеты с кредиторами в срок.

  • Цели санации
  • Виды санации Без изменения статуса
  • С изменением статуса
  • Порядок и форма проведения
      Досудебная форма
  • Судебная форма

    Процесс осуществляется с участием санатора – юридического лица, с которым заключается соглашение об условиях санации. Восстановление платежеспособности фирмы должника происходит за счет погашения долгов средствами санатора вкупе с мероприятиями по устранению причин, приведших к неплатежеспособности, например, низкой рентабельности производства.

    Под санацией при банкротстве понимают комплекс мер, направленных на восстановление нормального финансового положения компании, позволяющего производить расчеты с кредиторами в срок.

    Санация путем реорганизации

    Термин «санация» происходит от латинского «хапаче» и переводится как оздоровление или лечение.

    Существует 2 формы финансового оздоровления (санации):

    ь Санация предприятия направленная на рефинансирование его долга;

    ь Санация предприятия направленная на его реорганизацию.

    Остановимся подробнее на формах санации, связанных с реорганизацией предприятия. Главная особенность реорганизационных процедур состоит в том, что они направлены на обеспечение нормального функционирования предприятия и восстановление его платежеспособности.

    Реорганизация юридических лиц, согласно Гражданскому кодексу РФ (ст.57), проводится по решению их учредителей. Решение о реорганизации принимается высшим органом управления юридического лица:

    ь Общим собранием акционеров в акционерных обществах;

    ь Общим собранием участников в обществе с ограниченной ответственностью.

    Реорганизация может быть осуществлена в форме слияния, присоединения, разделения, выделения и преобразования.

    Слияние характерно тем, что несколько организаций образуют одну новую организацию и все раннее существовавшие организации прекращают свою деятельность. Реорганизация считается завершенной с момента государственной регистрации нового юридического лица. В результате такого объединения организация-должник теряет свой самостоятельный юридический статус. Различают слияние:

    ь Горизонтальное, при котором объединяются организации одной отрасли;

    ь Вертикальное, которое объединяет организации смежных отраслей;

    ь Конгломератное, в процессе которого объединяются организации, не связанные между собой ни отраслевыми, ни технологическими особенностями.

    При слиянии нескольких хозяйствующих субъектов активы и пассивы, дебиторская и кредиторская задолженность каждого из них переходят к вновь возникшему юридическому лицу в соответствии с положениями передаточного акта. Финансовые потоки прежних организаций не просто объединяются в один более мощный финансовый поток, при слиянии возникает синергетический эффект, когда сложение дает результат больше простой суммы.

    В некоторых случаях простая диверсификация денежных потоков может обеспечить благоприятный эффект и содействовать стабилизации финансового положения объединенной организации. Слияние способствует упрочению базы финансовых операций, что в свою очередь повышает кредитоспособность организации и позволяет ей претендовать на привлечение более крупных займов.

    Присоединение предполагает, что к одному субъекту переходят все права и обязанности других на основании передаточного акта. В таком случае присоединяющая организация реорганизуется, а присоединяющиеся прекращают свое существование. Результатом присоединения служит то, что одна организация поглощает все активы и пассивы других организаций, становясь единым правопреемником по всем их обязательствам и требованиям.

    Характерная особенность присоединения связана с тем, что этот вид реорганизации не порождает новых юридических лиц, наоборот, число действовавших организаций уменьшается, при этом оставшаяся организация становится крупнее.

    Разделение может быть использовано для организаций, осуществляющих многоотраслевую хозяйственно-производственную деятельность. Выделенные в процессе разделения организации получают статус нового юридического лица, а имущественные права и обязанности переходят к каждому из них на основе разделительного баланса.

    Разделительный баланс реорганизуемого субъекта – важнейший документ, на основании которого определяется перечень имущества и обязательств, переходящие ко вновь созданным организациям.

    Выделение – такой вид реорганизации, в ходе которого на базе части имущества раннее существовавшей организации создается новая. Уставный капитал прежнего субъекта после данной реорганизации уменьшается. При выделении составляется разделительный баланс, в котором фиксируется состав передаваемого имущества. Выделяемая организация становится правопреемником прав и обязанностей пропорционально части имущества прежней организации.

    Преобразование – это форма реорганизации, при которой юридическое лицо одной организационно-правовой формы преобразуется в юридическое лицо другой формы. При этом к вновь возникшему юридическому лицу переходят все права и обязанности реорганизованного лица в соответствии с передаточным актом.

    Преобразование в открытое акционерное общество осуществляется по инициативе группы учредителей и позволяет существенно расширить финансовые возможности организации, обеспечить пути его выхода из кризиса и дать новый импульс его экономическому развитию. Условием такой санации выступает необходимость обеспечения учредителями минимального размера уставного фонда, установленного законодательством.

    При формах санации, направленных на реорганизацию предприятия, основными санаторами могут быть собственники предприятия, предприятия-кредиторы, сторонние хозяйствующие субъекты, трудовой коллектив санируемого предприятия.

    Сравнение эффективности различных схем реорганизации предприятия на базе перечисленных нами форм санации позволяет определить целесообразность всего процесса санации, оценить ее различные альтернативные формы, выбрать наиболее оптимальный вариант ее осуществления. Цель санации считается достигнутой, если удалось за счет внешней финансовой помощи или реорганизационных мероприятий нормализовать хозяйственную деятельность предприятия и избежать объявления предприятия-должника банкротом с последующей его ликвидацией. [10]

    Реорганизация юридических лиц, согласно Гражданскому кодексу РФ (ст.57), проводится по решению их учредителей. Решение о реорганизации принимается высшим органом управления юридического лица:

    Что подлежит страхованию

    Агентство по страхованию вкладов страхует счета индивидуальных предпринимателей (ИП) в размере до 1,4 миллионов рублей. Для иных форм регистрации компании (АО, ООО, ПАО и другие) отзыв лицензии, значит прекращение их деятельности и заморозку средств на расчетных счетах.

    В процессе ликвидации им, конечно, подлежит выплата компенсации, однако период выплаты этих денег может занять не один год.

    Не являются застрахованными:

    • вклады, удостоверенные сберегательным сертификатом на предъявителя;
    • деньги на счетах адвокатов, назначенные для профессиональной деятельности;
    • активы, которые переданы в доверительное управление;
    • депозиты в филиалах кредитного учреждения за границей;
    • электронные деньги;
    • обезличенные металлические счета.
    • вклады, удостоверенные сберегательным сертификатом на предъявителя;
    • деньги на счетах адвокатов, назначенные для профессиональной деятельности;
    • активы, которые переданы в доверительное управление;
    • депозиты в филиалах кредитного учреждения за границей;
    • электронные деньги;
    • обезличенные металлические счета.

    Банкротство юридических лиц. Санация.

    В соответствии с Федеральным Законом от 26.10.2002 г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее по тексту – Закон о банкротстве) под банкротством понимается неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам или исполнить обязанность по уплате обязательных платежей. Законом о банкротстве, по сути, предусмотрен специальный режим функционирования такого юридического лица, неспособного удовлетворять обязательства третьих лиц.

    При некоторых процедурах банкротства органы управления юридического лица полностью отстраняются от управления и полномочия по управлению переходят к арбитражному управляющему. В других случаях органы управления юридического лица не теряют самостоятельности, но действуют с определенными ограничениями. В этом состоит суть ограничения правоспособности юридического лица, к которому применяются процедуры банкротства.

    Так, при процедуре наблюдения органы управления должника могут совершать исключительно с согласия временного управляющего, за исключением случаев, прямо предусмотренных настоящим законом, сделки или несколько взаимосвязанных между собой сделок (ст. 64 Закона о банкротстве):

    – связанных с приобретением, отчуждением или возможностью отчуждения прямо либо косвенно имущества должника, балансовая стоимость которого составляет более пяти процентов балансовой стоимости активов должника на дату введения наблюдения;

    – связанных с получением и выдачей займов (кредитов), выдачей поручительств и гарантий, уступкой прав требования, переводом долга, а также с учреждением доверительного управления имуществом должника.

    При этом органы управления должника не вправе принимать решения:

    – о реорганизации (слиянии, присоединении, разделении, выделении, преобразовании) и ликвидации должника;

    – о создании юридических лиц или об участии должника в иных юридических лицах;

    – о создании филиалов и представительств;

    – о выплате дивидендов или распределении прибыли должника между его учредителями (участниками);

    – о размещении должником облигаций и иных эмиссионных ценных бумаг, за исключением акций;

    – о выходе из состава учредителей (участников) должника, приобретении у акционеров ранее выпущенных акций;

    – об участии в ассоциациях, союзах, холдинговых компаниях, финансово-промышленных группах и иных объединениях юридических лиц;

    – о заключении договоров простого товарищества.

    При введении в отношении юридического лица внешнего управления прекращаются полномочия руководителя должника, а управление делами должника возлагается на внешнего (арбитражного) управляющего (п. 1 ст. 94 Закона о банкротстве). Данный управляющий, в свою очередь, может совершать некоторые сделки от имени юридического лица только при наличии согласия собрания кредиторов (комитета кредиторов).

    Санация – реорганизационная процедура. Она заключается в том, что предприятию-должнику может быть предоставлена финансовая помощь в размере, достаточном для погашения денежных обязательств и обязательных платежей и восстановления платежеспособности должника.

    Санация предприятия проводится в трех основных случаях:

    1) до возбуждения кредиторами дела о банкротстве, если предприятие в попытке выхода из кризисного состояния прибегает к внешней помощи по своей инициативе;

    2) если само предприятие, обратившееся в арбитражный суд с заявлением о своем банкротстве одновременно предлагает условия своей санации;

    3) если решение о проведении санации выносит арбитражный суд по поступившим предложениям от желающих удовлетворить требования кредиторов и предприятия должника и выполнить его обязательства перед бюджетом.

    В зависимости от глубины кризиса предприятия и условий предоставления ему внешней помощи, различают два вида санации, каждая из которых имеет ряд форм.

    1. Санация предприятия, направленная на реорганизацию долга (без изменения статуса юридического лица санируемого предприятия). Такая санация обычно осуществляется для помощи предприятию в устранении его неплатежеспособности, если его кризисное состояние рассматривается как временное явление:

    – погашение долга предприятия за счет средств бюджета. В такой форме санируются только государственные предприятия;

    – погашение долга предприятия за счет целевого банковского кредита. Такая форма санации осуществляется, как правило, коммерческим банком, обслуживающим предприятие, после тщательного аудита деятельности последнего;

    – перевод долга на другое юридическое лицо. Таким юридическим лицом может быть любое предприятие, осуществляющее предпринимательскую деятельность, которое пожелало принять участие в санации предприятия-должника;

    – выпуск облигаций (и других ценных бумаг) под гарантию санатора. Такая форма санации осуществляется, как правило, коммерческим банком, обслуживающим предприятие.

    2. Санация предприятия с изменением, как правило, статуса юридического лица санируемого предприятия. Эта форма санации носит название реорганизации предприятия и требует осуществления ряда реорганизационных процедур, связанных со сменой его формы собственности, организационно-правовой формы деятельности и т. п. (слияние, поглощение, разделение, преобразование в открытое акционерное общество, передача в аренду, приватизация). Она осуществляется при более глубоком кризисном состоянии предприятия.

    Санация осуществляется в порядке и на условиях, определенных в соглашении и под контролем арбитражного суда.

    Продолжительность санации не должна превышать 18 месяцев. Арбитражным судом ее срок может быть продлен, но не более чем на 6 месяцев. Санация завершается по достижении ее цели прекращением производства по делу о несостоятельности (банкротстве) предприятия либо в случае ее неэффективности решением арбитражного суда о признании предприятия несостоятельным (банкротом) и открытии конкурсного производства.

    Последнее изменение этой страницы: 2017-01-26; Нарушение авторского права страницы

    В зависимости от глубины кризиса предприятия и условий предоставления ему внешней помощи, различают два вида санации, каждая из которых имеет ряд форм.

    Реорганизация в деле о банкротстве.

    Зона риска: реорганизация компании после того, как подано заявление о ее банкротстве
    Участники: должник и кредитор инициатор банкротства
    Негативные последствия: прекращение дела о банкротстве и начало новой процедуры в другом регионе с дружественным должнику арбитражным управляющим

    Сделка

    Обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании должника банкротом вправе сам должник, конкурсные кредиторы и ФНС России как специально уполномоченный орган (п. 1 ст. 7 Федерального закона от 26.10.02 № 127-ФЗ О несостоятельности (банкротстве), далее закон № 127-ФЗ, п. 1 Положения о Федеральной налоговой службе, утв. постановлением Правительства РФ от 30.09.04 № 506). Кто бы ни являлся инициатором, в заявлении о банкротстве обязательно указывается кандидатура временного управляющего или наименование и адрес саморегулируемой организации, из числа членов которой должен быть утвержден временный управляющий (п. 2 ст. 37, п. 2 ст. 39, п. 3 ст. 41 закона № 127-ФЗ). Как показывает практика, в большинстве случаев арбитражные суды, установив обоснованность заявления о признании должника банкротом, назначают временным управляющим именно того кандидата, которого предложил заявитель в деле о банкротстве (разумеется, при формальном соответствии его кандидатуры требованиям закона). Поскольку арбитражный управляющий ключевая фигура в деле о банкротстве, от его кандидатуры во многом зависит, насколько будут соблюдены интересы конкурсных кредиторов.

    Читайте также:  Кто может быть ликвидатором ООО? Права и обязанности, порядок назначения на должность

    Зачастую, узнав о поданном конкурсным кредитором заявлении, учредители должника прибегают к уловке: очень быстро проводят добровольную реорганизацию своей компании. Такая реорганизация может негативным образом отразиться на имущественных правах и интересах всех кредиторов, а в первую очередь кредитора, подавшего заявление о признании должника банкротом, потому что должнику эта уловка позволяет поменять арбитражного управляющего.

    Риски

    Начиная реорганизацию, должник преследует три основные цели. Первая замена арбитражного управляющего, вторая выбор удобной подсудности для рассмотрения дела о банкротстве, третья затягивание процесса. Остановимся подробнее на каждой из них.

    Замена арбитражного управляющего. Выбор фигуры управляющего имеет стратегическое значение для всего дела о банкротстве и влияет как на ход процесса, так и на конечный результат. Арбитражный управляющий обязан действовать добросовестно и разумно в интересах как должника, так и кредиторов (п. 4 ст. 20.3 закона № 127-ФЗ) и соблюдать баланс интересов различных лиц (как кредиторов, так и должника), несмотря на то, что эти интересы обычно противоположны. Но не секрет, что на практике это не всегда так. Не случайно в юридической литературе закрепился термин недружественный управляющий, то есть отстаивающий интересы лишь определенных участников. Кроме того, профессиональные навыки и квалификация арбитражных управляющих могут иметь существенные различия даже внутри одного региона. Именно поэтому лица, участвующие в деле о банкротстве, обычно хотят видеть в лице управляющего конкретную фигуру, которая соответствует именно их требованиям.

    Несмотря на то что эти разъяснения ВАС РФ сделал применительно к ранее действовавшим актам закону о банкротстве и АПК РФ 1992 года, нижестоящие суды до сих пор придерживаются этого подхода и прекращают производство по делу о банкротстве в случае реорганизации должника в любой форме, кроме преобразования (постановления ФАС Северо-Западного округа от 06.02.13 по делу № А13-18454/2011, Западно-Сибирского округа от 17.12.12 по делу № А03-681/2012, Поволжского округа от 27.04.09 по делу № А12-17601/2007).

    Споры об отстранении арбитражного управляющего на практике встречаются довольно часто. Но некоторые должники, чтобы сместить чашу весов в деле о банкротстве в свою пользу, предпочитают менять арбитражного управляющего другим способом с помощью реорганизации. Дело в том, что кандидатуру арбитражного управляющего или саморегулируемую организацию, из числа членов которой утверждается арбитражный управляющий, суд указывает в определении о принятии заявления о банкротстве (п. 3 ст. 42 закона № 127-ФЗ). Но если после начала дела о банкротстве происходит реорганизация должника в любой форме, кроме преобразования, то ее завершение позволяет прекратить дело о банкротстве (п. 5 ч. 1 ст. 150 АПК РФ). При этом принцип правопреемства применяться не может, так как суды рассматривают не спорное правоотношение сторон, а устанавливают факт банкротства конкретной организации. Такую позицию высказал Высший арбитражный суд еще до принятия действующего закона о банкротстве (п. 14 информационного письма ВАС РФ от 25.04.95 № С1-7/ОП-237, далее информационное письмо).

    После прекращения дела о банкротстве реорганизованный должник, не дожидаясь очередного заявления от кредитора, оперативно сам подает заявление о признании его несостоятельным, предлагая другую кандидатуру арбитражного управляющего (который будет отстаивать уже его интересы).

    Выбор удобной подсудности. Дела о банкротстве юридических лиц рассматривает арбитражный суд по местонахождению должника (п. 1 ст. 33 закона № 127-ФЗ). Используя реорганизацию (например, присоединяясь к компании, зарегистрированной в другом регионе), должник может перенести дело о банкротстве из одного региона в другой. Такая подсудность может быть выгодной для должника по разным причинам. Например, в этом регионе может преобладать положительная для должников судебная практика по делам о банкротстве. Одновременно такая подсудность может быть неудобной для многих конкурсных кредиторов в частности, из-за отдаленности суда. Это ограничит их возможности контроля хода дела, а командировки на заседания могут стать затратными по времени и финансам мероприятиями: например, поездки из Москвы в Арбитражный суд Приморского края, расположенный во Владивостоке.

    Nota bene!

    Реорганизация должника в форме присоединения к другому обществу может нанести серьезный ущерб имущественным правам и интересам кредиторов должника. Например, общество, к которому присоединяется должник, само может обладать внушительной кредиторской задолженностью и быть на грани банкротства. В таком случае шансы кредиторов должника получить хоть какое-то удовлетворение своих имущественных требований резко уменьшаются.

    Затягивание процесса. Должнику, как правило, бывает выгодно отложить банкротство на более поздний срок. Этого также можно добиться с помощью реорганизации. Так, законом установлено, что суд вправе приостановить производство по делу при реорганизации компании, являющейся лицом, участвующим в деле (ст. 144 АПК РФ). То есть у судов есть право, но не обязанность приостановить производство. Поэтому в одних случаях суды приостанавливают дело о банкротстве (постановления ФАС Волго-Вятского округа от 23.06.11 по делу № А43-27222/2010, Московского округа от 12.09.11 № А40-4306/11-4-21), в других отказывают в таком приостановлении (постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 25.12.13 по делу № А29-4092/2013).

    Меры предосторожности

    После введения процедуры наблюдения органы управления должника уже не вправе принимать решение о его реорганизации (слиянии, присоединении, разделении, выделении, преобразовании) и ликвидации (п. 3 ст. 64 закона № 127-ФЗ). Хотя формально запрет установлен только на принятие решения, суды толкуют эти нормы расширительно, говоря также о невозможности завершить на стадии наблюдения реорганизацию, которая началась раньше (см. постановления ФАС Московского округа от 19.09.13 по делу № А40-171146/2012, от 08.04.14 по делу № А40-89935/13). Поэтому если в отношении должника введена процедура наблюдения, ее дальнейшая реорганизация, не завершенная на дату введения этой процедуры, исключена. Но проведение реорганизации должника до введения наблюдения не противоречит законодательству: какого-либо запрета не установлено.

    Рассмотрим, какие возможности для противодействия должнику в реальности есть у конкурсного кредитора.

    Такое заявление нужно подавать одновременно с заявлением о признании должника банкротом, потому что, если должник решит прибегнуть к реорганизации, он будет действовать быстро.

    Обеспечительные меры: запрет на реорганизацию. Самым эффективным и действенным способом являются обеспечительные меры в виде запрета органам управления должника совершать действия по реорганизации должника, а также в виде запрета налоговому органу проводить государственную регистрацию реорганизации должника и внесения соответствующей записи в ЕГРЮЛ (гл. 8 АПК РФ). Для этого кредитору необходимо подать заявление о принятии соответствующих обеспечительных мер .

    Если своевременно не введены обеспечительные меры, реорганизацию компании вряд ли получится оспорить: формально все будет в рамках закона. Этим и пользуются недобросовестные должники.

    Заявитель должен обосновать причины обращения с требованием о применении обеспечительных мер (п. 5 ч. 2 ст. 92 АПК РФ). Обеспечительные меры допускаются на любой стадии арбитражного процесса, если непринятие этих мер может затруднить или сделать невозможным исполнение судебного акта, а также в целях предотвращения причинения значительного ущерба заявителю (ч. 2 ст. 90 АПК РФ). Поэтому при оценке доводов судам рекомендовано учитывать ряд факторов: во-первых, разумность и обоснованность требования заявителя о применении обеспечительных мер, во-вторых, вероятность причинения заявителю значительного ущерба в случае непринятия обеспечительных мер, в-третьих, обеспечение баланса интересов заинтересованных сторон, в-четвертых, предотвращение нарушения при принятии обеспечительных мер публичных интересов, интересов третьих лиц (п. 10 постановления Пленума ВАС РФ от 12.10.06 № 55).

    Nota bene!

    Реорганизацию в банкротстве чаще всего используют общества с ограниченной ответственностью с небольшим количеством участников или с единственным участником. Именно в таких компаниях можно провести эту процедуру наиболее оперативно.

    Конечно, наиболее убедительно для суда будут выглядеть сведения об уже принятом или ожидаемом решении о реорганизации (например, это может подтвердить копия такого решения, копия уведомления о проведении общего собрания с таким вопросом повестки дня). Но иногда помогают и ссылки на то, что компания-должник уже реорганизовывалась незадолго до того, как было подано заявление о ее банкротстве. Дополнительно в заявлении можно отметить, что реорганизация повлечет затягивание судебного разбирательства и взыскания задолженности.

    Позицию кредитора также можно усилить ссылкой на позицию Высшего арбитражного суда. Он рекомендовал нижестоящим судам (используя слово целесообразно) выносить определение о запрещении участникам, органам управления компании-должника проводить ее реорганизацию (кроме преобразования) при наличии сведений о предполагаемой реорганизации (п. 14 информационного письма). Такая формулировка обусловлена в том числе тем, что статья 91 Арбитражного процессуального кодекса, действовавшего на момент принятия информационного письма, предусматривала, что арбитражный суд вправе принять меры по обеспечению иска как по заявлению лиц, участвующих в деле, так и по своей инициативе. По действующему Арбитражному процессуальному кодексу суд не вправе по собственной инициативе вынести подобное определение: это возможно только при наличии заявления со стороны лица, участвующего в деле, или иных лиц (ч. 1 ст. 90 АПК РФ). Тем не менее ссылка на пункт 14 информационного письма усилит правовую позицию кредитора суды довольно часто опираются на это положение (см. постановления Второго арбитражного апелляционного суда от 25.12.13 по делу № А29-4092/2013, Третьего арбитражного апелляционного суда от 24.02.11 по делу № А33-15859/2010).

    Nota bene!

    Обычно для проведения реорганизации у должника есть примерно месяц после того, как суд принял заявление о признании его банкротом. Дело в том, что судебное заседание по проверке обоснованности этого заявления проводится не менее чем через 15 и не более чем через 30 дней с даты вынесения определения о его принятии. Такое определение выносится в течение пяти дней с момента поступления заявления в суд (п. 2, 6 ст. 42 закона № 127-ФЗ). Но на практике этот срок бывает и больше (см. постановление ФАС Волго-Вятского округа от 05.11.13 по делу № А82-9915/2012). Если суд признает заявление о признании должника банкротом обоснованным, он вводит процедуру наблюдения (п. 3 ст. 48 закона № 127-ФЗ).

    Признание реорганизации недействительной. Если реорганизация уже произошла, то кредиторы обычно обращаются с требованием о признании ее недействительной, а также о признании недействительным решения налогового органа о госрегистрации прекращения деятельности должника в связи с реорганизацией (в порядке главы 24 АПК РФ). Но сейчас в связи с вступлением в силу очередного блока поправок в Гражданский кодекс кредиторы частично лишились и этих возможностей. Дело в том, что в соответствии с новыми статьями 60.1 и 60.2 Гражданского кодекса заявлять требования о признании решения о реорганизации недействительным, а также о признании реорганизации несостоявшейся может только ограниченный круг лиц. Так, заявить требования о признании решения о реорганизации недействительным могут только участники реорганизуемого хозяйственного общества, а также иные лица, если такое право им предоставлено законом (п. 1 ст. 60.1 ГК РФ). Можно предположить, что под этими иными лицами законодатель подразумевает в том числе кредиторов общества, так как их заинтересованность очевидна. Однако в законодательстве, в том числе в законе № 127-ФЗ, отсутствуют нормы, прямо предусматривающие права кредиторов на оспаривание решений о реорганизации. Возможно, это пробел в регулировании, который в дальнейшем будет восполнен либо нивелирован судебной практикой, но пока кредиторам не на что сослаться, обосновывая свое право на такой иск.

    Но нужно отметить, что в статьях 60.1 и 60.2 Гражданского кодекса речь идет лишь о корпоративных решениях о реорганизации (то есть в хозяйственных обществах о решениях общих собраний участников или акционеров). Это следует из смысла этих статей. Следовательно, установленные в них ограничения на подачу иска не распространяются на случаи обжалования решения о государственной регистрации реорганизации в порядке главы 24 Арбитражного процессуального кодекса (как ненормативного акта). Но смысл обращаться с таким заявлением есть только тогда, когда реорганизация произошла с нарушением законодательства: если налоговый орган внес в ЕГРЮЛ запись о реорганизации, несмотря на то, что она началась вопреки закону № 127-ФЗ в период после введения в отношении компании процедур банкротства либо вопреки судебному запрету, установленному в качестве обеспечительной меры (см. постановление ФАС Волго-Вятского округа от 05.11.13 по делу № А82-9915/2012). Если же должник успеет начать и закончить реорганизацию до введения в отношении него процедуры наблюдения, а судебного обеспечительного запрета на реорганизацию не было, то оспаривать решение о ее государственной регистрации нет смысла. Суды отказывают в удовлетворении таких требований, руководствуясь тем, что законодательство о банкротстве не содержит запрета на принятие решения о реорганизации юрлица до введения наблюдения в период проверки обоснованности заявления кредитора о признании должника банкротом (постановления Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.02.13 по делу № А13-10393/2012, ФАС Московского округа от 12.09.11 по делу № А40-4306/11-4-21).

    Несмотря на то что эти разъяснения ВАС РФ сделал применительно к ранее действовавшим актам закону о банкротстве и АПК РФ 1992 года, нижестоящие суды до сих пор придерживаются этого подхода и прекращают производство по делу о банкротстве в случае реорганизации должника в любой форме, кроме преобразования (постановления ФАС Северо-Западного округа от 06.02.13 по делу № А13-18454/2011, Западно-Сибирского округа от 17.12.12 по делу № А03-681/2012, Поволжского округа от 27.04.09 по делу № А12-17601/2007).

    Досудебная санация как мера предупреждения банкротства организации

    Московский инженерно-физический институт (государственный университет)

    ДОСУДЕБНАЯ САНАЦИЯ КАК МЕРА

    ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ БАНКРОТСТВА ОРГАНИЗАЦИИ

    Банкротство, как правило, наступает в связи с кризисом в деятельности организации, под которым понимается состояние хозяйствующего субъекта, характеризующееся слабой конкурентной позицией, финансовой неустойчивостью и проявляющееся в значительном снижении или потере платежеспособности, то есть неспособности организации оплатить свои долги в срок и в полном объеме. Неплатежеспособность является выражением финансовой несостоятельности предприятия, поэтому для предупреждения банкротства как юридически признанной несостоятельности должника необходимо предварить возбуждение дела о банкротстве осуществлением ряда антикризисных мероприятий по восстановлению платежеспособности и стабилизации хозяйственной деятельности, называемых досудебной санацией.

    В узком (законодательном) смысле, согласно статье 31 Федерального закона от 26.10.02 «О несостоятельности (банкротстве)», досудебная санация заключается в предоставлении должнику его учредителями (участниками), собственником имущества должника – унитарного предприятия, кредиторами и иными лицами финансовой помощи в размере, достаточном для погашения денежных обязательств, обязательных платежей и восстановления платежеспособности должника. При этом финансовая помощь может предоставляться безвозвратно (как безвозмездная передача средств), либо возвратно (в виде займа).

    В широком (экономическом) смысле под досудебной санацией следует понимать реализацию комплекса антикризисных управленческих решений по восстановлению платежеспособности и нормализации хозяйственной деятельности, которые зависят от оценки финансового состояния и потенциальных возможностей организации-должника. Для успешного выхода из кризиса необходимо диагностировать кризис, определить и устранить причины его появления.

    В 90-х годах прошлого века кризисы в деятельности российских предприятий в большей степени были вызваны объективными слабоуправляемыми внешними факторами, такими как политическая нестабильность, несовершенство финансовой, денежной, кредитной, налоговой систем, нормативной и законодательной базы реформирования экономики, высокий уровень инфляции. С развитием рыночных отношений и относительной стабилизацией макроэкономики в России в настоящее время наиболее важной и часто встречающейся на практике причиной кризисов является несовершенство менеджмента предприятия.

    В данном аспекте можно выделить четыре основных субъективных фактора, относящихся непосредственно к хозяйствованию:

    1) несовершенство маркетинговой службы по управлению снабжением и сбытом (снижение объемов производства, продаж, качества и цены продукции, слабая диверсификация покупателей и поставщиков);

    2) несовершенство управления производством и ресурсами (устаревшие производственные мощности, неоправданно высокие затраты, низкая рентабельность продукции, слишком длительный цикл производства);

    3) отсутствие эффективного управления денежными потоками (большие долги, взаимные неплатежи, отсутствие бюджетирования, кредитной политики, ошибочная инвестиционная политика);

    4) неэффективное управление персоналом (конфликт интересов менеджмента и учредителей, менеджмента и работников, недостаточная квалификация менеджеров).

    Досудебная санация в целях устранения выявленных причин кризисов и в зависимости от масштабов кризисного состояния может проводиться:

    – в виде стабилизационных мероприятий (сокращение расходов, истребование дебиторской задолженности, продажа неликвидов, пересмотр инвестиционной политики, диверсификация производства, отказ от выплаты дивидендов, пересмотр ценовой политики с учетом особенности рынка сбыта, выработка более гибких методов работы с клиентами, оптимизация каналов товародвижения, выбор более выгодных поставщиков и условий работы с ними и т. п.);

    – в форме рефинансирования долга (новация кредиторской задолженности в долгосрочный заем, переоформление кредиторской задолженности под обеспечение с уменьшением суммы долга, погашение кредиторской задолженности за счет предоставления векселей, погашение долгов в обмен на акции, права собственности на основные средства);

    – в форме реорганизации предприятия (присоединение, разделение, преобразование).

    Проведение досудебной санации в виде стабилизационных мероприятий и в форме рефинансирования долга более согласуется с целями и интересами организации, поскольку позволяет сохранить не только бизнес, но и контроль над предприятием.

    Московский инженерно-физический институт (государственный университет)

  • Добавить комментарий