Особенности несостоятельности банкротства кредитных организаций по нормам Федерального закона №127-ФЗ

Как работает закон о банкротстве физических лиц?

Федеральный закон № 127 «О несостоятельности…» был дополнен десятой главой довольно давно. Почти за пять лет им решили воспользоваться 550 тысяч человек. Популярность процедуры растет год от года: все больше должников, которые не справляются с кредитной нагрузкой, проходят банкротство, и все чаще они инициируют это самостоятельно, без помощи кредиторов. Так, в 2019 году более 90% новых дел появилось после заявления самих граждан.

Федеральный закон № 127 «О несостоятельности…» был дополнен десятой главой довольно давно. Почти за пять лет им решили воспользоваться 550 тысяч человек. Популярность процедуры растет год от года: все больше должников, которые не справляются с кредитной нагрузкой, проходят банкротство, и все чаще они инициируют это самостоятельно, без помощи кредиторов. Так, в 2019 году более 90% новых дел появилось после заявления самих граждан.

Подсудность

Категория дел о банкротстве рассматривается АС РФ по месту жительства гражданина.


Сумма долговых обязательств прописана в законе достаточно конкретно. Но споры вокруг нее и минимального размера признания банкротом гражданина не утихают. И в законе прописано положение о том, что суммой в 500000 ограничен конкурсный кредитор. Но не сам должник, который фактически может подать иск на банкротство, отталкиваясь от другой суммы. Например, меньше 500000.

Что представляет собой закон о банкротстве

Федеральный Закон «О несостоятельности (банкротстве)» был принят 2 декабря 2002 года. Разработкой данной сферы правительство РФ занялось ещё в 1992 году, когда экономика страны начала переходить на принципы рыночного регулирования. Тогда был принят первый закон «О несостоятельности (банкротстве) предприятий», однако ввиду быстрых темпов развития экономики и появлениях новых сфер он не мог охватить все нюансы.

Спустя 10 лет наконец был принят унифицированный закон, регулирующий сферу банкротства. Закон привнёс множество позитивных изменений, поэтому акт является действующим по сей день. Из наиболее значимых особенностей следует выделить следующее:

  • Детально регламентирован судебный порядок – теперь данными вопросами занимаются исключительно арбитражные суды. Закон предусмотрел пре нюансы на каждой стадии арбитражного процесса.
  • При злостном несоблюдении процедуры банкротства виновная сторона теперь может подвергаться уголовной ответственности.
  • Процедура стала содержать множество детально прописанных стадий, теперь исключена возможность ранее популярного «внезапного» банкротства.
  • Был расширен перечень лиц, которых может затронуть процедура банкротства. Определённые сферы экономики, банкротство которых ранее регулировалось отдельным законом, теперь унифицировано в едином нормативно-правовом акте.
  • Детально расписана правомочность организаций, регулирующих процесс банкротства, им предоставлена большая автономия (раньше они ввиду недочётов законодательства часто зависели от самих должников, что сказывалось на объективности процедуры).
  • Детально регламентирован судебный порядок – теперь данными вопросами занимаются исключительно арбитражные суды. Закон предусмотрел пре нюансы на каждой стадии арбитражного процесса.
  • При злостном несоблюдении процедуры банкротства виновная сторона теперь может подвергаться уголовной ответственности.
  • Процедура стала содержать множество детально прописанных стадий, теперь исключена возможность ранее популярного «внезапного» банкротства.
  • Был расширен перечень лиц, которых может затронуть процедура банкротства. Определённые сферы экономики, банкротство которых ранее регулировалось отдельным законом, теперь унифицировано в едином нормативно-правовом акте.
  • Детально расписана правомочность организаций, регулирующих процесс банкротства, им предоставлена большая автономия (раньше они ввиду недочётов законодательства часто зависели от самих должников, что сказывалось на объективности процедуры).

Федеральный закон «О банкротстве» 2020 года (N 127-ФЗ 2020-2021)

Федеральный закон «О банкротстве» РФ – N 127-ФЗ – контролирует порядок и обстоятельства применения мер по предупреждению финансовой несостоятельности, условия и последовательность проведения используемых в деле о банкротстве процедур. Регулирует различные отношения, появляющиеся тогда, когда должник неспособен удовлетворить в полном объёме требования кредиторов. Определяет основания для признания должника финансово несостоятельным. Распространяется на юр. лица, которые, в соответствии с Гражданским кодексом нашего государства, могут быть признаны банкротами.

Федеральный закон «О банкротстве» № 127-ФЗ был принят 27.09.2002 г.

Понравилась статья? Добавьте к себе:

😷 Мы подготовили 8 таблиц в которых описали все меры (отсрочка подачи отчетности, платежей, взносов) по спасению бизнеса при эпидемии коронавируса.

😊 Сроки отчетности перенсли на из-за пандемии коронавируса (в основном на 6 месяцев).

📅 Мы подготовили новый коронавирусный налоговый календарь на 2020 год. Со всеми выходными, переносами и изменениями.

🏥 С 1 апреля 2020 года больничные должны быть не ниже МРОТ

% С 1 апреля 2020 года для малых и средних страховые взносы снизили в 2 раза

😊 С 2020 года минимальный тариф в бухгалтерии Эльба 408,33 р/мес., есть также нулевой тариф и целый бесплатный год на новый год.

😢 МРОТ с 1 января 2020 года составит 12 130 рублей(+850 руб). С 1 января 2019 года 11 280 рублей(+1,05%).

😢 С октября всем работодателям необходимо подать новую отчетность в Центр Занятости. Но потом ее отменили.

😊 С 1 июня 2018 года ФНС запустил сервис “Прозрачный бизнес”. Там будет раскрыта информация о штрафах, среднесписочной, налоговом режиме.

😢 В 2018, 2019, 2020 году платеж ИП (см.калькулятор) составит – 32 385, 36 238, 40 874 рублей.

😊 ИП на ЕНВД и ПСН отсрочили обязательное применение онлайн-ККМ до 1 июля 2019 года. Но не всем: см. таблицу. Стоимость патента и ЕНВД можно будет уменьшить на сумму покупки онлайн-ККМ. Но есть ограничение – возвратят не более 18 000 рублей за один ККМ.

Программа расчета УСН Калькулятор-онлайн налога УСН: На сайте производится полный расчет всех показателей декларации УСН БЕСПЛАТНО.

Бухгалтерия онлайн(сейчас для новых 3 месяца в подарок) c возможностью отчетов через интернет, в электронном виде.

Программа расчета ЕНВД Калькулятор-онлайн налога ЕНВД: Расчет показателей декларации ЕНВД по базовой доходности и коэффициентам БЕСПЛАТНО.

Калькулятор зарплаты расчет зарплаты (и налога НДФЛ), больничного и пенсионных за определенный период.

Отчетность через Интернет от Контур для ИП на УСН и ЕНВД 167 р./месяц(30 дней бесплатно). При переходе с этого сайта и первой оплате – три месяца в подарок.

Адреса налоговых инспекций ИФНС Москвы, Петербурга и других городов России(налог.ру). Место регистрации ИП и регистрации ООО
в Москве в № 46 налоговой по адресу: 125373, г. Москва, Походный проезд, владение 3, корп.1, 5 этаж тел: +7(495) 400-32-78
в Петербурге в 15 налоговой: 197376, Санкт-Петербург, ул. Красного Текстильщика, д. 10-12, литер “О” (вход с Синопской набережной) тел: +7(812) 335-14-03

Адреса отделений пенсионного фонда Москвы, Петербурга и других городов России(pfrf.ru). Вы должны встать на учет в пенсионный в течении пяти дней после регистрации ИП или ООО

Консультант Плюс Самый полный и актуальный сборник документов(кодексы, законы, письма и пр.). База частично открыта, больше в нерабочее время.

праздники/выходные сокращенные
отчеты/платежи коронавирус

Сегодня: 30 сентября, 20 г. среда – 14:36:36 МСК

Сроки отчетов перенесли! См. таблицу переноса.

ИП Забелин Леонид Викторович

Адрес: 344038, г.Ростов-на-Дону, пр-т. Ленина, д. 48

😢 В 2018, 2019, 2020 году платеж ИП (см.калькулятор) составит – 32 385, 36 238, 40 874 рублей.

Читайте также:  Газета «Коммерсантъ»: публикация объявлений о банкротстве, порядок подачи сообщений, сроки и стоимость

Закон о банкротстве физических лиц: разбираем все по полочкам

В связи с принятием Федерального закона от 29 июня 2015 года №154-ФЗ в нашей стране появился правовой механизм признания обычных граждан финансово несостоятельными. В соответствии с частью 2 статьи 14 указанного закона, возможность банкротства физические лица получили с 1 октября 2015 года. С тех пор количество судебных решений о признании граждан банкротами непрерывно растет и к настоящему времени составляет порядка 60 000 в год [1] . В России, по состоянию на середину 2019 года, на 100 000 человек приходилось 84 банкрота [2] , или 0,08% всего населения.

Реальная цифра неплатежеспособных граждан намного больше. Например, количество физических лиц, неспособных расплатиться с долгами в период с 2015 по 2017 год включительно, составляло свыше 660 000 человек. Однако решением суда признано банкротами было всего 8% от их числа (см. рис. 1) [3] . Почему так мало? Многие люди не представляют, как организовать процедуру в судебном порядке, и просто не знают, где получить информацию в доступной форме. Попробуем разобраться вместе, что такое банкротство физических лиц и о каких особенностях проведения этой процедуры следует знать.

Рис. 1. Количество граждан (включая ИП), признанных судом банкротами в разные годы [4]

Реальная цифра неплатежеспособных граждан намного больше. Например, количество физических лиц, неспособных расплатиться с долгами в период с 2015 по 2017 год включительно, составляло свыше 660 000 человек. Однако решением суда признано банкротами было всего 8% от их числа (см. рис. 1) [3] . Почему так мало? Многие люди не представляют, как организовать процедуру в судебном порядке, и просто не знают, где получить информацию в доступной форме. Попробуем разобраться вместе, что такое банкротство физических лиц и о каких особенностях проведения этой процедуры следует знать.

Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)»

Федеральный закон от 26.10.2002 № 127-ФЗ (последняя редакция) «О несостоятельности (банкротстве)». Последняя действующая редакция от 27.12.2019 года с изменениями и дополнениями.

Федеральный закон содержит положения о создании правового механизма регулирования на основании которого суд может признать юридическое или физическое лицо банкротом, а также вынести ряд решений, связанных с признанием несостоятельности.

№ 127-ФЗ (последняя редакция).

№ 127-ФЗ (последняя редакция).

В каких случаях может быть признана банкротом кредитная организация

В соответствии с положениями статьи 189.8 указанного нормативного акта кредитная организация может вступить в процедуру признания ее финансово несостоятельной в следующих случаях:

  • если у нее имеется задолженность перед работниками (по заработной плате и выплате выходных пособий), а также перед различными видами кредиторов, в том числе перед государственными органами. Срок существования такой задолженности должен составлять более двух недель;
  • пассивы кредитной организации по отношению к ее активам находятся в состоянии существенного превышения.

Кроме того, суд при рассмотрении возможности принять заявление о признании финансово-кредитной организации банкротом будет учитывать и иные признаки, а именно:

  • у компании имеется просроченный долг общим объемом свыше одной тысячи минимальных размеров оплаты труда. В расчет в этом случае берутся долги и перед частными лицами, и перед корпоративными (коммерческими) клиентами;
  • кредитная организация имеет существенные налоговые или таможенные долги (размер таких долгов суд будет определять в каждом конкретном случае индивидуально исходя из существующего оборота такой кредитной организации);
  • по дебетовым переводам, осуществляемым клиентами, также имеются задолженности;
  • имеются документы, с помощью которых может быть подтверждена неплатежеспособность финансово-кредитной организации;
  • размер тех денежных обязательств, которые имеются у компании, превысил саму ее стоимость (в данном случае в расчет берется стоимость балансовых активов компании, размер которых известен на основании последней сформированной бухгалтерской отчетности).

В качестве дополнительных признаков, которые суд будет изучать при рассмотрении заявления о признании финансово-кредитной организации банкротом, будут также такие факторы, как:

  • уровень оттока клиентов компании и, соответственно, уровень оттока капитала;
  • сформированная необходимость в больших объемах инвестиций в компанию, в том числе для увеличения уставного капитала (если такие инвестиции, кроме увеличения уставного капитала, также направляются на проведение первоочередных расчетов с клиентами с целью недопущения критического увеличения размеров задолженностей).

В качестве дополнительных признаков, которые суд будет изучать при рассмотрении заявления о признании финансово-кредитной организации банкротом, будут также такие факторы, как:

Банкротство кредитных организаций со стороны закона

Вся процедура о несостоятельности займовых предприятий, а также все особенности банкротства кредитных организаций и специфики регулируются законодательством РФ, а именно основным Федеральным законом России “О банкротстве” от 25.02.1999 N 40-ФЗ. Помимо этого ФЗ есть еще актуальный ФЗ №127. Этим нормативным актом регулируются такие моменты:

  1. Основание для банкротства.
  2. Оздоровление предприятия.
  3. План проведения процедуры.
  4. Оспаривание по решениям арбитражных судов.

Все эти акты и инструкции созданы регулировать работу банков. Несут в себе порядок необходимых действий по предотвращению краха. Все кредитные компании контролируются Центральным банком.

  1. Решение суда по банкротству.
  2. Добровольная основа.

Банкротство кредитора: особенности банкротства банка и кредитной организации, понятие и признаки

Сегодня множество крупных банков и мелких МФО предлагают свои услуги на рынке кредитования и привлечения свободных денежных средств, многие из которых ведут свою деятельность онлайн. При этом любая из этих организаций в какой-то момент может стать несостоятельной и обанкротиться. К банкротству кредитных организаций относится их неспособность удовлетворять денежные обязательства перед своими кредиторами. В Российской Федерации банкротство кредитора признается только судом в арбитражном порядке. У различных финансово-кредитных организаций процесс банкротства проходит по-разному. В этой статье будут детально рассмотрены особенности банкротства банка и кредитной организации, их понятие и признаки.

Статья 4 Федерального закона №135-ФЗ четко определяет перечень этих финансовых организаций, в состав которых входят:

Особенности банкротства кредитной организации

Согласно п. 1.2 указанного Положения срок действия аккредитации арбитражного управляющего в качестве конкурсного управляющего при банкротстве кредитных организаций составляет один год. Продление срока действия аккредитации осуществляется Банком России на основании направляемых в Банк России за 30 дней до истечения срока действия аккредитации заявлений арбитражных управляющих. Банк России выдает арбитражному управляющему, аккредитованному в качестве конкурсного управляющего при банкротстве кредитных организаций, свидетельство об аккредитации.

Какие компании принято считать финансовыми

Понятие финансовой компании четко регламентируется Федеральным законом №135.

Согласно этому закону, финансовая компания – это, прежде всего субъект хозяйствования, который осуществляет оказание финансовых услуг.

Статья 127 Федерального закона четко определяет перечень финансовых компаний, в состав которых включены:

  • кредитные и страховые организации;
  • негосударственные пенсионные фонды;
  • клиринговые компании;
  • все участники рынка ценных бумаг;
  • торговые компании;
  • кредитные кооперативы;
  • МФО – микрофинансовые организации.


Согласно Федеральному закону №127, неплатежеспособность кредитной компании определяется при наличии одного из нескольких обязательств, а именно:

Как регулируется банкротство банков законом.

Как и любая другая организация или частное лицо, банк может быть признан банкротом только на основании решенияАрбитражного суда. Но клиентам кредитных организаций нужно иметь в виду, что Центробанк вправе приостановить или отозвать лицензию по многим причинам. А такжене лишне знать, как регулируется банкротство банков законом, для того, чтобы не впадать в панику при первых же тревожных признаках.

Читайте также:  Что такое конкурсная масса при банкротстве? Порядок ее формирования для физических и юридических лиц

Следует учесть, что ЦБ может и обязан провести санацию, назначить временного управляющего активами банка, а также провести его реорганизацию. Эти меры вполне могут оставить банк «на плаву». А су, в свою очередь, обязан проверить документы и материалы на предмет того, а нет ли признаков умышленного или преднамеренного банкротства.

Как и любая другая организация или частное лицо, банк может быть признан банкротом только на основании решенияАрбитражного суда. Но клиентам кредитных организаций нужно иметь в виду, что Центробанк вправе приостановить или отозвать лицензию по многим причинам. А такжене лишне знать, как регулируется банкротство банков законом, для того, чтобы не впадать в панику при первых же тревожных признаках.

Несостоятельность (банкротство) кредитных организаций

С экономической точки зрения банкротство — это процедура ликвидации неплатежеспособной кредитной организации в связи с невозможностью и нецелесообразностью продолжения ее деятельности. Она включает в себя продажу имущества банка для соразмерного удовлетворения требований его кредиторов.

Цель банкротства понятна — оградить экономический оборот и его участников от последствий неэффективной работы тех, кто проявил неспособность надлежащим образом исполнять принятые на себя обязательства. Но с другой стороны, пока нет твердой уверенности, что такая неспособность приобрела стойкий характер, вполне закономерно желание сохранить на рынке кредитную организацию как производителя банковских услуг. Наконец, существует потребность в том, чтобы защитить интересы самого несостоятельного должника, а решение вопроса о его сохранении или ликвидации ввести в четкое русло установленных законом процедур.

Практика показывает, что реализация этих разнохарактерных задач зачастую наталкивается на несовершенство действующего законодательства. Наглядный тому пример — недавняя история с отзывом лицензии у «Содбизнесбанка», которая выявила целый ряд пробелов в правовых процедурах, связанных с работой временной администрации Банка России.

Существуют и другие проблемы. Первыми о фактической несостоятельности банка узнают, естественно, не кредиторы, а его менеджеры и собственники. Нередко они принимают решение о выводе активов, и к моменту отзыва лицензии в банке может практически не остаться средств для погашения обязательств перед кредиторами.

Принятые в мировой практике методики раннего предупреждения несостоятельности и прогнозирования деятельности кредитных организаций основываются на достаточно высоком уровне достоверности отчетности банков. Не секрет, что в российской действительности это условие не всегда соблюдается. Специалисты выделяют ряд признаков, косвенно свидетельствующих о приближающемся банкротстве. Например, если отношение собственных средств банка и его активов близко к минимальному уровню, установленному Банком России, или наблюдается низкая доля высоколиквидных активов при существенной доле средств, заимствованных на межбанковских рынках, то это говорит о возможных проблемах с ликвидностью. О внутреннем неблагополучии свидетельствует непроведение платежей клиентов в течение нескольких операционных дней и т.д.

Однако в ряде случаев никаких внешних признаков банкротства у банка может не быть. Банкротство может стать результатом длительного и планомерного вывода основной денежной массы из банка, когда большая часть кредитов выдавалась «своим» клиентам. Низкое качество кредитного портфеля также создает потенциальную угрозу — «уход» нескольких крупных клиентов в таких условиях может спровоцировать кризис ликвидности.

События последних месяцев рельефно выявили такую причину банкротства, как потеря деловой репутации. В мае-июне сложилась ситуация, когда несколько негативных публикаций в прессе о кредитной организации могли вызвать ряд одновременно действующих факторов: закрытие лимитов на межбанковском рынке, отток вкладов физических лиц, массовое предъявление требований кредиторами. Для некоторых банков они вполне способны спровоцировать банкротство.

Разумеется, каждое из обозначенных направлений заслуживает отдельного серьезного анализа. Однако, на мой взгляд, один из узловых моментов сосредоточен сегодня в сфере правового обеспечения института несостоятельности (банкротства) кредитных организаций в целях защиты интересов вкладчиков и других кредиторов. Хотела бы в связи с этим высказать несколько соображений, направленных на совершенствование этой области права.

Ввести на законодательном уровне возможность запрета руководителям банков-банкротов занимать в дальнейшем руководящие должности в кредитных организациях, а, возможно, и в иных финансовых учреждениях на срок от 3 до 5 лет. Эта мера должна вводиться по представлению Банка России на основании решения арбитражного суда с учетом всех имеющихся обстоятельств (например, в случае намеренного непринятия мер по предупреждению банкротства или создания препятствий работе временной администрации Банка России).

Следует отметить, что в территориальных учреждениях Банка России существуют внутренние базы данных о руководителях, деятельность которых привела к нарушениям банковского законодательства и нормативных актов Банка России, неудовлетворительному финансовому состоянию кредитной организации. Эта информация учитывается при согласовании Банком России кандидатур на руководящие должности в кредитные организации и их филиалы как один из факторов, характеризующих деловую репутацию руководителя. Закрепление в Законе о банкротстве кредитных организаций механизма запрета занимать руководящие должности в банках для тех, кто допустил нарушение законодательства в этой области, поднимет на качественно иной уровень личную ответственность топ-менеджеров и, уверена, существенно сузит практику умышленных банкротств и преднамеренного вывода активов.

Ввести институт корпоративного конкурсного управляющего и определить в законе контрольные полномочия Банка России за конкурсным производством как одной из процедур банкротства кредитных организаций. Функции конкурсного управляющего при банкротстве конкретной кредитной организации должны осуществляться с момента вынесения арбитражным судом решения о ее признании банкротом и открытии в связи с этим конкурсного производства. Для этого конкурсные управляющие наделены значительными правами в сфере распоряжения имуществом должника, осуществления иных полномочий. В то же время у арбитражных судов нет сегодня реальной возможности контролировать их деятельность в оперативном режиме. На практике это нередко приводит к использованию различных неправовых («серых») схем ликвидации кредитной организации, а также к затягиванию ее процедуры.

Следует также отметить, что само положение конкурсного управляющего-предпринимателя объективно подталкивает его к тому, чтобы на первый план поставить не задачу справедливого и соразмерного удовлетворения требований всех кредиторов, а получение прибыли при реализации активов кредитной организации. Другая серьезная причина необходимости введения института корпоративного ликвидатора заключается в том, что сегодняшние частные ликвидаторы не всегда располагают достаточным штатом квалифицированных специалистов, способных должным образом осуществить все предусмотренные законом процедуры банкротства среднего банка, а тем более крупного.

Считаю также целесообразным, чтобы контроль за деятельностью корпоративного ликвидатора возлагался не только на комитет кредиторов и арбитражный суд, но и на Банк России. В настоящее время Банк России на основании собственных нормативных актов лишь рассматривает отчет конкурсного управляющего о проведении предварительных выплат кредиторам первой очереди и осуществляет контроль за реализацией имущества кредитной организации и использованием средств, направляемых для расчетов с кредиторами и на затраты по осуществлению ликвидационных процедур.

Сократить с одного месяца до 14 дней период просрочки исполнения обязательств банка перед кредиторами, свидетельствующий о его неспособности удовлетворить предъявленные требования. По истечении этого срока Банк России получает право отозвать у кредитной организации лицензию на осуществление банковской деятельности.

Читайте также:  Критерии и признаки несостоятельности юридического лица для возбуждения дела о банкротстве

Для защиты интересов кредиторов и вкладчиков кредитных организаций законодателем и сегодня установлен сокращенный срок исполнения обязательств — один месяц в отличие от трех месяцев для других участников гражданского оборота. Это связано с тем, что кредитные организации размещают на рынке большей частью заемные средства, которые привлечены от других участников экономического оборота, и, в случае неисполнения банком своих обязательств, это влечет за собой возникновение проблем у всех его клиентов.

Как правило, банк вынужден задерживать платежи клиентов в результате возникшего у него дефицита ликвидности. Разрешение такой ситуации может происходить по различным сценариям — в зависимости от заинтересованности собственников кредитной организации и сторонних инвесторов в продолжении деятельности банка. Если есть такое желание, в банк оперативно поступают дополнительные денежные средства от собственников для погашения задолженности перед кредиторами. К сожалению, подобные случаи достаточно редки. Значительно чаще собственники кредитной организации, у которой возникли просрочки исполнения обязательств из-за недостаточности денежных средств, не только не оказывают ей финансовой помощи, но стараются использовать свое положение для того, чтобы в первую очередь «спасти» свои вложения. На практике позиция собственников и их отношение к будущему банка проясняется уже на 10-й — 14-й день задержки платежей.

Увеличить сумму задолженности, которая определяется в Законе о банкротстве кредитных организаций, исходя из принципа существенности.

Ее размер определяется исходя из формулы: не менее 1000 минимальных размеров оплаты труда. В настоящее время это примерно 100 тысяч рублей, или около 3,4 тысячи долларов США. Явная заниженность такой планки стала особенно очевидной после принятия Федерального закона «О страховании вкладов физических лиц в банках РФ», в котором максимальная сумма вклада, подлежащая стопроцентному возмещению, также определена в размере 100 тысяч рублей. Но если для среднего вкладчика это достаточно существенные деньги, то для среднего банка такой критерий, думаю, неадекватен.

Упразднить процедуру наблюдения в деле о банкротстве кредитной организации, если в нее введена временная администрация Банка России. Закон предусматривает, что банкротство кредитной организации возможно только после отзыва у нее лицензии на осуществление банковских операций, который влечет за собой обязательное назначение временной администрации (если временная администрация не была уже назначена к тому времени в качестве меры по предупреждению банкротства). Сейчас Банк России имеет право отзывать лицензию у кредитной организации, но ее банкротством занимается арбитражный суд. Он же назначает арбитражного управляющего и следит за процедурой ликвидации банка.

В связи с этим наблюдение как процедура банкротства кредитной организации является излишним, поскольку стоящие перед арбитражным управляющим задачи (изучить финансовое состояние должника и представить свои выводы) фактически осуществляются временной администрацией Банка России. В свою очередь, исключение данной процедуры из дела о банкротстве позволит существенно сократить сроки рассмотрения дела в суде и быстрее начать расчеты с кредиторами банка.

Следует отметить, что необходимость такого изменения в законе признана и судебными органами — Президиум Высшего Арбитражного Суда РФ рекомендовал в судебной практике процедуру наблюдения при рассмотрении дел о банкротстве кредитных организаций не применять.

Расширить перечень форм реорганизации кредитных организаций в системе мер по предупреждению их банкротства. Сегодня реорганизация банка может быть осуществлена только в форме слияния или присоединения. Разделение, выделение и преобразование не используются.

Объясняется это, очевидно, тем, что преобразование как простое изменение организационно-правовой формы действительно не окажет какого-либо влияния на платежеспособность кредитной организации, когда у нее уже возникли основания для применения мер по предупреждению несостоятельности. Вместе с тем в мировой практике используются варианты таких форм реорганизации, как выделение и разделение, которые предполагают выделение юридического лица с безнадежными обязательствами и активами для его последующего банкротства, а в оставшуюся часть реорганизуемого банка (так называемые «бридж-банки») переводят наиболее качественные активы и осуществляют его санацию. Представляется в связи с этим, что включение в российскую законодательную базу аналогичных форм реорганизации кредитных организаций может быть востребовано отечественной практикой.

Очевидно, что без банкротств — механизма очищения от неэффективно работающих структур — рыночная экономика не может развиваться. Признавая, однако, банкротство нормальным явлением, принципиально важно сформировать такие условия и процедуры его осуществления, которые бы обеспечили максимально возможную защиту интересов кредиторов и вкладчиков, да и самого банкрота тоже. Особенно если учесть, что банкротство банков — исключительно болезненный процесс для их многочисленных клиентов и для экономики в целом.

Мария МЕЛИХОВА,
ведущий экономист Операционного управления Московского ГТУ Банка России

Упразднить процедуру наблюдения в деле о банкротстве кредитной организации, если в нее введена временная администрация Банка России. Закон предусматривает, что банкротство кредитной организации возможно только после отзыва у нее лицензии на осуществление банковских операций, который влечет за собой обязательное назначение временной администрации (если временная администрация не была уже назначена к тому времени в качестве меры по предупреждению банкротства). Сейчас Банк России имеет право отзывать лицензию у кредитной организации, но ее банкротством занимается арбитражный суд. Он же назначает арбитражного управляющего и следит за процедурой ликвидации банка.

Последствия для вкладчиков и заемщиков

При банкротстве банка страдают прежде всего вкладчики, юридические лица и должники, так как изменяется порядок выплат. Когда в коммерческой организации принимается решение о назначении временной администрации, вкладчик обязан написать и подать заявление о выдаче суммы депозита. Так как коммерческая организация признана банкротом, то заявление подается в страховую компанию, в которой оно рассматривается 14 дней. Список банков, входящих в систему страхования вкладов по ссылке:

Стоит отметить, что законодательно закреплена сумма депозита в 1 400 000 рублей, которую банк обязан выплатить при любых условиях.

Процедура банкротства юридических лиц более расширена, чем у банка. Если в коммерческой организации процесс может складываться из назначения временного руководства, очередности выплат и реорганизации, то у юридического лица:

Процедура банкротства банка

Задать вопрос юристу онлайн бесплатно

Звонок по бесплатной линии
8 800 350 14 85
(Москва и регионы РФ) 03

Оставьте заявку нашему юристу в онлайн чат, он перезвонит вам через 5 минут

Бесплатная консультация юриста по банкротству
Цены на услуги юриста по банкротству
Автор статьи: Петр Романовский, юрист Стаж работы 15 лет, специализация – жилищные, семейные, наследство, земельные, уголовные дела.

Банкротство банка в связи со сложной экономической ситуацией отнюдь не редкость для нашего общества. Ответственным органом выступает Центробанк РФ, а законодательной базой служит ФЗ-127 «О банкротстве банков». Пришло время разобраться, в каких случаях происходит банкротство банка и каковы последствия процедуры ликвидации финансового учреждения.

Банкротство банка в связи со сложной экономической ситуацией отнюдь не редкость для нашего общества. Ответственным органом выступает Центробанк РФ, а законодательной базой служит ФЗ-127 «О банкротстве банков». Пришло время разобраться, в каких случаях происходит банкротство банка и каковы последствия процедуры ликвидации финансового учреждения.

Добавить комментарий