Закон о защите прав потребителей: как действует и новые изменения

ГАРАНТ:

См. Стратегию государственной политики РФ в области защиты прав потребителей на период до 2030 г., утвержденную распоряжением Правительства РФ от 28 августа 2017 г. N 1837-р

комментарии к настоящему Закону.

Права и обязанности

Закон о ЗПП регулирует права покупателей на следующие факторы:

  • защита персональных прав;
  • покупка товаров надлежащего качества;
  • приобретение изделий, безопасных для жизни и здоровья;
  • предоставление точной информации касательно рабочих характеристик продукции;
  • получение сведений о компании-производителе того или иного изделия;
  • получение выплат за моральный ущерб, если некачественный товар повлиял на психическое здоровье покупателя;
  • защиту интересов в судебной инстанции;
  • возможность возместить материальный ущерб, если благодаря изделию ненадлежащего качества потребитель получил убытки;
  • обмен товара в оговоренные законодательством сроки.

Другими словами, ЗоЗПП предоставляет покупателям государственную защиту.

При несоблюдении прав покупатель вправе обращаться в следующие государственные инстанции:

  • суд;
  • Роспотребнадзор.

Однако для получения возможности обращения в вышеперечисленные службы обманутому покупателю предварительно следует оформить досудебную претензию и передать ее продавцу. В случае, если в течение 10 регламентированных дней заявка потребителя не рассматривается, он получает возможность перевести спор в другую юридическую плоскость.

При этом передача документов в вышестоящие государственные инстанции осуществляется одним из перечисленных ниже способов:

  • лично;
  • через почтовую службу;
  • онлайн через единый портал идентификации и аутентификации.

Несмотря на то, что срок годности продуктов не истек, они потеряли свои съестные качества.

Комментарии юриста

Помимо судебной защиты, на действия недобросовестного продавца можно подать жалобу в Роспотребнадзор или прокуратуру.

О внесении изменений в Закон «О защите прав потребителей»

5 июня 2019 года в Государственной Думе РФ состоится заседание рабочей группы Экспертного совета по регулированию потребительского рынка и защите прав потребителей при Комитете ГД по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству.

В повестке дня обсуждение подготовленного к внесению проекта Федерального Закона «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О защите прав потребителей».

По мнению экспертов, Закон РФ «О защите прав потребителей» – один из самых востребованных гражданами законодательных актов Российской Федерации. Принятый в 1992 году, он основательно обновлялся в 1995, 1999, 2003 и 2007 гг. в результате исправления недостатков первоначальной редакции, выявленных правоприменительной практикой, и расширения сферы его применения на предметы и способы массового потребления, которых раньше не существовало в сколь-нибудь значимых масштабах.

К настоящему времени вновь назрела необходимость в обновлении закона с целью повышения эффективности его использования для решения актуальных задач развития сформировавшейся в Российской Федерации национальной системы защиты прав потребителей. Такие задачи на долгосрочную перспективу поставлены Стратегией государственной политики РФ в области защиты прав потребителей на период до 2030 года и Перечнем поручений Президента РФ по итогам заседания президиума Госсовета РФ 18 апреля 2017 г.

Одной из таких задач законотворцы считают расширение значения права потребителей на просвещение. Систематическое информирование о правах потребителей и способах их защиты, безусловно, необходимо, но не достаточно для формирования знаний и навыков, обеспечивающих человеку возможность осознано выбирать товары и услуги, способы их приобретения и использования таким образом, чтобы они не причиняли вреда, а способствовали улучшению его здоровья и благосостояния. Наиболее эффективно с точки зрения возможности усвоения и длительности использования таких полезных для всех знаний и навыков закладывать их в системе школьного образования посредством включения в федеральные государственные образовательные стандарты, соответствующие федеральные государственные требования и образовательные программы по основным предметам среднего образования модулей медико-биологических, физико-химических, товароведческих, финансово-экономических, правовых и обществоведческих знаний о потреблении, ценностей, умений и навыков рационального потребления.

Законопроект предлагает дополнить закон РФ «О защите прав потребителей» определением национальной системы защиты прав потребителей как совокупности правоустанавливающих норм, институтов правоприменения и их деятельности, обеспечивающей условия для реализации и защиты прав потребителей в РФ. Также предлагается внебюджетный механизм финансирования развития национальной системы, основанный на целевом использовании денежных взысканий, накладываемых судами на ответчиков по искам о защите прав потребителей за отказ от добровольного удовлетворения законных требований потребителя в соответствии с п.6 статьи 13 Закона РФ «О защите прав потребителей». Поскольку сейчас закон не определяет, в чью пользу присуждается указанное денежное взыскание, на протяжении первых двадцати лет действия данного закона оно, как правило, направлялось в местные бюджеты, а с 2012 года, в соответствии с Постановлением Пленума Верховного Суда РФ, стало направляться в пользу потребителей-истцов. Это привело к появлению у потребителей мощного стимула обращаться в суды, не принимая должных мер для восстановления своих прав в претензионном порядке, к чему их всячески склоняют и недобросовестные юристы, нередко вводя и без того пострадавших людей в большие дополнительные расходы и не обеспечивая восстановления их нарушенных прав. Другим негативным последствием стало кардинальное снижение уровня исполнения решений в пользу потребителя (до 2012 года исполнялось около 85 % таких решений, после – примерно половина).

Считая адресацию указанных денежных взысканий в пользу потребителей-истцов вредной, а их направление в местные бюджеты бесполезным для цели сокращения нарушений прав потребителей, авторы предлагают установить, что эти взыскания используются исключительно на цели развития национальной системы защиты прав потребителей, для чего судам следует взыскивать их в пользу некоммерческой организации, уполномоченной Правительством Российской Федерации осуществлять обеспечение этой национальной системы.

Указанные средства предлагается направлять на цели содействия потребителям в исполнении решений судов, вынесенных в их пользу, выплаты потребителям, относящимся к социально уязвимым группам населения, по неисполненным судебным решениям в их пользу, когда в установленном законом порядке признана невозможность взыскания, субсидирования работ по юридической и экспертной помощи потребителям, относящимся к социально уязвимым группам населения, формирования и обеспечения механизмов внесудебного урегулирования претензий потребителей, в том числе с использованием сети Интернет, развития материально-технической и информационной базы органов и организаций, входящих в национальную систему защиты прав потребителей, содействия образованию и просвещению граждан в области защиты прав потребителей, в том числе в системе общего и профессионального образования, поддержки деятельности по сравнительному исследованию качества товаров (работ, услуг), на иные цели, обеспечивающие условия для развития национальной системы защиты прав потребителей.

Чтобы защитить потребителей от предложения юридических и экспертных услуг заведомо ненадлежащего качества со стороны недобросовестных и/или недостаточно компетентных лиц предлагается, по аналогии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации», наделить данную некоммерческую организацию полномочием на проведение профессионально-общественной аккредитации таких лиц, а общественные объединения потребителей (их ассоциации, союзы) – полномочием проводить их общественную аккредитацию.

В проекте предлагается также установить обязательный претензионный порядок для споров с участием потребителей в отношении технически сложных товаров и уточнить обязанности потребителя по предоставлению объекта претензии на проверку качества.

Проект поправок

Для этого в действующий Закон Российской Федерации «О защите прав потребителей» предлагается внести следующие изменения:

Дополнить преамбулу Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей» новым абзацем двенадцатым в следующей редакции:

«Национальная система защиты прав потребителей – совокупность правоустанавливающих норм, институтов правоприменения и их деятельности, обеспечивающая условия для реализации и защиты прав потребителей в Российской Федерации».

Статью 3 изложить в следующей редакции:

«Статья 3. Право потребителей на образование и просвещение в области защиты прав потребителей

«Потребители имеют право на образование, способствующее формированию у них ценностей и навыков рационального потребления, и просвещение в области защиты прав и законных интересов потребителей. Указанное право обеспечивается посредством включения в федеральные государственные образовательные стандарты среднего образования, соответствующие федеральные государственные требования и образовательные программы по основным предметам среднего образования модулей медико-биологических, физико-химических, товароведческих, финансово-экономических, правовых и обществоведческих знаний о потреблении, ценностей, умений и навыков рационального потребления, а также посредством организации систематического информирования и консультирования потребителей об их правах и необходимых действиях по защите прав и законных интересов потребителей».

Пункт 6 статьи 13 изложить в следующей редакции:

«6. При удовлетворении судом требований по искам о защите прав потребителей суд за несоблюдение добровольного порядка удовлетворения признанных судом требований потребителя накладывает на ответчика денежное взыскание (штраф) в размере пятидесяти процентов от суммы исковых требований, признанных судом обоснованными на момент обращения с иском в суд. Указанное денежное взыскание (штраф) осуществляется в пользу государства. Порядок зачисления, учета и использования сумм указанных денежных взысканий (штрафов) устанавливается Правительством Российской Федерации,

Если с заявлением в защиту потребителя, группы потребителей выступают общественные объединения потребителей (их ассоциации. союзы) или органы местного самоуправления, пятьдесят процентов суммы взысканного штрафа перечисляются указанным объединениям (их ассоциациям. союзам) или органам».

4. Статью 13 дополнить новым пунктом 7 следующего содержания:

«Изготовитель (исполнитель, продавец, уполномоченное лицо, импортер) освобождается от ответственности в виде законной неустойки (пени) за нарушение срока удовлетворения отдельных требований потребителя и/или денежного взыскания (штрафа) за несоблюдение добровольного порядка их удовлетворения, если докажет, что невозможность надлежащего исполнения требований потребителя произошла вследствие непреодолимой силы либо по вине потребителя, в том числе вследствие несовершения потребителем действий, предусмотренных настоящим законом и иными правовыми актами, до совершения которых изготовитель (исполнитель, продавец, уполномоченное лицо, импортер) не мог исполнить своего обязательства.

Статью 17 дополнить новым пунктом 4, изложив его в следующей редакции:

«4. В случае, когда до предъявления иска в суд законом предусмотрен претензионный порядок предъявления требования потребителя, к исковому заявлению прилагается претензия и указываются сведения о ее вручении либо направлении ответчику. Отсутствие у потребителя документальных доказательств вручения претензии не лишает его права ссылаться на документы, подтверждающие ее направление, и свидетельские показания.

Претензия может быть направлена по месту нахождения изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченного лица, импортера) либо по адресу, указанному в предоставленной потребителю информации о товаре (работе, услуге) или размещенной в месте продажи товара (реализации работы, услуги), а в случае отсутствия такой информации – по последнему известному потребителю месту осуществления деятельности такого лица».

Направление претензии в форме электронного сообщения приравнивается к соблюдению письменной формы в случаях, предусмотренных законом или договором.

6. Статью 18 дополнить пунктом 4 следующего содержания:

«4. Требования потребителя о замене технически сложного товара или о возврате уплаченной за него денежной суммы, предусмотренные пунктом 1 настоящей статьи, предъявляются в претензионном порядке в письменной форме, в соответствии с пунктом 4 статьи 17 настоящего Закона».

7. Пункт 5 статьи 18 после третьего абзаца дополнить новым абзацем следующего содержания:

«По требованию продавца (изготовителя, уполномоченного лица, импортера) потребитель должен предоставить товар на проверку качества (экспертизу). Доставка товара на проверку качества (экспертизу) осуществляется с учетом положений, предусмотренных пунктом 7 настоящей статьи».

8. Статью 26.1 дополнить новым пунктом 6 следующего содержания:

«6. Потребитель вправе отказаться от товара и (или) предъявить претензию продавцу тем же способом, каким им был заключен и (или) исполнялся соответствующий договор розничной купли-продажи».

9. Статью 28 дополнить новым пунктом 7 следующего содержания:

«7. В случае, если договор на выполнение работы (оказание услуги) был заключен посредством сети Интернет, потребитель вправе предъявить требования, установленные пунктом 1 настоящей статьи, тем же способом, каким был заключен и (или) исполнялся соответствующий договор».

10. Пункт 4 статьи 29 дополнить новым абзацем, последним, следующего содержания:

«В случае возникновения спора о наличии и (или) причинах возникновения недостатков выполненной работы (оказанной услуги) исполнитель обязан провести экспертизу за свой счет. Экспертиза проводится в сроки, установленные статьями 30 и 31 настоящего Закона для удовлетворения соответствующих требований потребителя. Потребитель вправе присутствовать при проведении указанной экспертизы и в случае несогласия с ее результатами оспорить заключение такой экспертизы в судебном порядке. Если в результате экспертизы установлено, что недостатки возникли вследствие обстоятельств, за которые не отвечает исполнитель, потребитель обязан возместить исполнителю расходы на проведение экспертизы».

11. Статью 29 дополнить новым пунктом 7 следующего содержания:

Читайте также:  Штраф за незаконную постройку на собственном участке 2020: ответственность за возведение самостроя

«7. В случае, если договор на выполнение работы (оказание услуги) был заключен посредством сети Интернет, потребитель вправе предъявить требования, установленные пунктами 1, 5 и 6 настоящей статьи, тем же способом, каким был заключен и (или) исполнялся данный договор».

12. В пункте 1 статьи 31 слова «предусмотренные пунктом 1 статьи 28 и пунктами 1 и 4 статьи 29» заменить словами «предусмотренные пунктом 1 статьи 28, пунктами 1 и 4 статьи 29 и статьей 32».

13. Наименование главы IV изложить в следующей редакции:

«Глава IV. Национальная система защиты прав потребителей»

14. Статью 17 исключить из главы I и включить в главу IV перед статьей 40, считать ее статьей 39-2.

15. Статью 42.1 изложить в следующей редакции:

«Статья 42.1. Полномочия высших органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области защиты прав потребителей

Высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации в пределах своих полномочий и в соответствии с законодательством субъекта Российской Федерации организует работу по защите прав потребителей в субъекте Российской Федерации на основе региональных программ, предусматривающих мероприятия по оказанию правовой и экспертной помощи отдельным категориям потребителей, просвещению потребителей, обеспечению процедур внесудебного урегулирования споров с участием потребителей по поводу качества товаров (работ, услуг), содействию органам местного самоуправления и общественным объединениям потребителей (их ассоциациям, союзам) в осуществлении ими защиты прав потребителей».

16. Дополнить пункт 2 статьи 45 перед последним абзацем новым абзацем следующего содержания:

«проводить общественную аккредитацию юридических и физических лиц, в том числе индивидуальных предпринимателей, оказывающих юридические и экспертные услуги в сфере защиты прав потребителей;».

17. Дополнить главу IV новой статьей 47 следующего содержания:

“Статья 47 Обеспечение национальной системы защиты прав потребителей

В целях обеспечения национальной системы защиты прав потребителей, укрепления гарантий соблюдения прав потребителей и обеспечения им равных возможностей восстановления нарушенных прав Российская Федерация учреждает некоммерческую организацию в форме фонда или публично-правовой компании.

В состав высших органов управления указанной некоммерческой организации включаются в равных количествах представители федеральных органов власти, представители общероссийских ассоциаций (союзов) общественных объединений потребителей и представители общероссийских объединений предпринимателей.

В состав имущества указанной некоммерческой организации направляются суммы денежных взысканий (штрафов), присужденных в порядке пункта 6 статьи 13 настоящего Закона. Указанное имущество может использоваться на цели:

содействия потребителям в исполнении решений судов, вынесенных в их пользу;

выплат потребителям, относящимся к социально уязвимым группам населения, по неисполненным судебным решениям в их пользу, когда в установленном законом порядке признана невозможность взыскания;

субсидирования работ по юридической и экспертной помощи потребителям, относящимся к социально уязвимым группам населения;

формирования и обеспечения механизмов внесудебного урегулирования претензий потребителей, в том числе с использованием сети Интернет;

развития материально-технической и информационной базы органов и организаций, входящих в национальную систему защиты прав потребителей;

проведения профессионально-общественной аккредитации юридических и физических лиц, в том числе индивидуальных предпринимателей, оказывающих юридические и экспертные услуги в сфере защиты прав потребителей;

содействия образованию и просвещению граждан в области защиты прав потребителей, в том числе в системе общего и профессионального образования;

поддержки деятельности по сравнительному исследованию качества товаров (работ, услуг);

на иные цели, обеспечивающие условия для развития национальной системы защиты прав потребителей».

В случае, если договор на выполнение работы оказание услуги был заключен посредством сети Интернет, потребитель вправе предъявить требования, установленные пунктом 1 настоящей статьи, тем же способом, каким был заключен и или исполнялся соответствующий договор.

Поправки в закон О защите прав потребителей

Комментарий
к принятым последним изменениям в потребительском законодательстве

25 октября 2007 г. Президент подписал Федеральный закон “О внесении изменений в закон Российской Федерации “О защите прав потребителей” и часть вторую Гражданского кодекса Российской Федерации”. Законопроект готовился более года. Его с нетерпением ждали миллионы российских потребителей, поскольку он направлен на ликвидацию ряда «дыр» в действующем законодательстве, позволяющих недобросовестным предпринимателям нарушать законные права и интересы граждан. Он также важен и для предпринимательского сообщества, поскольку делает более прозрачными их отношения с потребителями.

Из наиболее существенных изменений в законодательстве следует обратить внимание на следующие.

В настоящее время, когда все большее число покупок персонифицируется (расширился перечень товаров, при продаже которых требуется указание данных о покупателе, широкое распространение получили расчеты банковскими карточками, покупки товаров в кредит) формулировка названия статьи 18 (Последствия продажи товара ненадлежащего качества) и ее первого абзаца п. 1, где сказано: «потребитель, которому продан товар ненадлежащего качества, …вправе…», стала использоваться продавцами для отказа в удовлетворении требований потребителям, не являющимися непосредственными покупателями товара ненадлежащего качества. Теперь название статьи «Права потребителя при обнаружении в товаре недостатков» и текст указанного абзаца «потребитель в случае обнаружения в товаре недостатков, …вправе…» позволяют потребителю в полном соответствии с его определением, данном в преамбуле закона, воспользоваться всеми правами, установленными статьей 18.

Анализ показывает, что сегодня наиболее часто нарушаются права потребителей при гарантийном обслуживании бытовой и электронной техники. Сроки устранения выявленных дефектов растягиваются на многие месяцы. Заменить неисправный товар становится невозможным, поскольку он объявляется дорогостоящим, а в этом случае для замены надо выявить в товаре существенный недостаток. К тому же в последнее время сложилась судебная практика, когда и требование вернуть деньги за вышедший из строя товар также стало обуславливаться наличием в нем существенного недостатка. В законе дано определение, что существенный недостаток – это неустранимый недостаток или недостаток, который не может быть устранен без несоразмерных расходов или затрат времени. Однако что можно считать несоразмерными расходами или затратами времени – определяет предприниматель. Вот и получалось, что доказать существенность недостатка потребителю удается далеко не всегда. С учетом всего этого в принятых поправках в статье 20 жестко регламентируется максимальное время на гарантийный ремонт – 45 дней. Если в этот срок не уложились, то потребитель вправе предъявить другое требование, предусмотренное законом: например, заменить товар ненадлежащего качества на другой товар или же потребовать вернуть уплаченные за него деньги. Также обговорена и ситуация, когда в товаре в течение гарантийного срока выявляются разные недостатки, также требующие устранения. Теперь, в статье 18 записано, что если срок устранения различных недостатков в течение одного года гарантийного периода в совокупности превысит 30 дней, у потребителя также появляется право на предъявление других требований.

У некоторых предпринимателей и защитников прав потребителей возникает вопрос, а нет ли противоречия в сроках гарантийного ремонта, установленных в статьях 18 и 20? Не является ли основанием для автоматического предъявления потребителем другого требования, если сервисная служба предлагает, например, устранить недостаток в товаре в течение 30-40 дней? Это не так. Ведь в статье 18 право на замену или возврат технически сложного товара возможно при превышении тридцати дней его нахождения в гарантийном ремонте вследствие неоднократного устранения его различных недостатков. То есть у предпринимателей появилось право на хотя бы один ремонт в пределах гарантийного срока товара.

Однако реализация этого права возможна лишь по истечении 15 дней после продажи технически сложного товара, поскольку в пределах этого срока принятые поправки в статью 18 позволяют потребителю возвратить или заменить технически сложный товар ненадлежащего качества без выявления в нем существенного недостатка (не надо путать с правом потребителя на обмен товара надлежащего качества на аналогичный, если он не подошел по размеру, цвету, фасону и т.п. – это право у потребителя осталось). Тем самым упростилась для потребителя возможность вернуть только что приобретенный товар с несущественным недостатком. А ведь многим из нас приходилось сталкиваться с крайне обидной ситуацией – не успеешь купить товар, а он уже не работает. А в замене или возврате вам отказывают – только ремонт. И начинаются многомесячные хождения по «мукам».

В то же время «свое» получили и добросовестные предприниматели. В новой редакции закона разрешена существовавшая коллизия между правом потребителя отказаться от исполнения договора купли-продажи товара ненадлежащего качества при любом выявленном недостатке и возможностью его замены на аналогичный товар лишь при наличии существенного недостатка. Теперь замена технически сложного товара и возврат денег за него по истечении 15 дней после продажи возможны только при обнаружении существенного недостатка.

В законе исключено понятие «дорогостоящий» товар, поскольку оно фактически лишало возможности досудебного урегулирования спора. Ведь определение, относится данный товар к дорогостоящим или нет, всецело зависело от решения судьи. Вот и получалось, что один и тот же товар в зависимости от материального положения потребителя в одном случае считался дорогостоящим и для его замены требовалось наличие существенного недостатка, а в другом требования потребителя удовлетворялись без проблем.

Столь существенные изменения в законе потребовали внести уточнения и дополнения в статью 503 ГК РФ. В частности, структура и содержание данной статьи ГК увязаны с сопряженной с ней статьей 18 закона «О защите прав потребителей». Кроме того статью 503 ГК включено дополнение, оговаривающее, что правила, предусмотренные настоящей статьей, применяются, если законами о защите прав потребителей не установлено иное.

Еще одна проблема, которую должен разрешить принятый закон, связана с тем, что потребитель, передавший в гарантийный ремонт товар, не получал полной информации о том, какие недостатки в нем были выявлены и каким образом были устранены. Соответственно в дальнейшем судьба товара ставилась в зависимость от квалификации и порядочности сервисной службы. Поэтому, если в дальнейшем в товаре выявлялись недостатки, установить их причину, наличие или отсутствие в этом вины изготовителя, СЦ либо потребителя становилось затруднительно. По новой норме закона сервисная служба при выдаче товара из гарантийного ремонта обязана предоставить потребителю в письменной форме подробную информацию о выявленных недостатках, об использованных запасных частях и т.п.

Больным вопросом для предпринимателей и потребителей было удовлетворение требований о выдаче на время замены или ремонта товара ненадлежащего качества аналогичного товара. Неопределенность этого понятия часто приводила к конфликту интересов: некоторые потребители требовали предоставить на подмену точно такой аппарат, который был сдан в ремонт, а некоторые продавцы на подмену мобильного телефона со многими «навороченными функциями» (фото, Интернет и т.п.) предлагали устаревшую модель «с одной кнопкой». Понять можно позицию и тех и других. Естественно, что сервисные службы не могут иметь в подменном фонде весь товарный ассортимент, а конкретному потребителю необходима модель телефона с функциями, которые сервис не считает основными. В принятом законе в статьях 20 и 21 теперь записано, что товар, предоставляемый на подмену, должен обладать «этими же основными потребительскими свойствами». А информацию об основных потребительских свойствах товара согласно статье 10 должна быть предоставлена потребителю в обязательном порядке. То есть у обеих сторон есть возможность на основании объективных данных, содержащихся в техдокументации о товаре, определиться с подменой, избежав конфликта.

Новая редакции закона пресекает еще одну уловку недобросовестных предпринимателей, направленную на затягивание сроков удовлетворения законных требований потребителя. При обращении потребителя с вышедшим из строя товаром ему предлагается товар сначала отправить на экспертизу, а потом по ее результатам заявлять какое-либо требование. Потребитель подписывает заявление о направлении на экспертизу и попадает в ловушку. Дело в том, что закон предусматривает ряд возможных требований потребителя по защите его прав, на удовлетворение которых устанавливается определенный срок. На возврат денег 10 дней, на замену товара до 20 дней и т.д. Но в законе сроки на проведение экспертизы прямо не определены, право потребителя на предоставление ему безвозмездно аналогичный товар на подмену возникает у него лишь при требовании ремонта или замены товара ненадлежащего качества. В результате потребителю на время проведения экспертизы по формальным основаниям отказывали в подмене, срок нахождения товара на экспертизе мог продолжаться бесконечно долго. Иногда, если поломка носила не очень сложный характер, товар ремонтировался, а потребителю заявляли, что дефекта не было. Поскольку потребителю также отказывали и в возможности присутствовать при экспертизе, проверить, какие манипуляции с его товаром были произведены, он не мог. Теперь в законе четко записано, что экспертиза товара проводится в сроки, установленные статьями 20, 21 и 22 настоящего Закона для удовлетворения соответствующих требований потребителя, а потребитель вправе присутствовать при проведении экспертизы товара.

Читайте также:  Социальная и государственная поддержка семей с детьми в 2020 году

Принятые поправки значительно повышают ответственность продавцов, несвоевременно передающих потребителям предварительно оплаченный товар. Прежде ответственность продавца за это нарушение регулировалась договором либо статьями 395 и 487 ГК РФ, и за задержку с доставкой товара на два-три месяца потребитель был вправе требовать неустойку в размере двух-трех, в лучшем случае шести-девяти процентов от суммы предоплаты, чем и пользовались недобросовестные продавцы. По новым нормам статьи 23.1 размер пени должен составить 0,5 % за день просрочки. Таким образом, наказание становится весьма ощутимым – нарушителю придется за задержку поставки товара на те же два-три месяца возместить уже 30-45 % от предварительно уплаченной за недопоставленный товар суммы.

Однако для чистоты применения данной нормы понадобилось маленькое добавление в пункт 4 статьи 487 ГК РФ позволяющий устанавливать размер неустойки не только ГК или договором, но и законом.

Принятие закона проходило весьма не просто. Еще перед самым вторым чтением законопроекта в Государственной Думе возбудились банкиры, которых сильно напугала поправка, обязывающая раскрывать более полную информацию об условиях потребительского кредита. Известно, что банки всеми возможными средствами стараются скрыть от заемщика истинный размер будущих выплат по кредиту. Предлагают, например, кредит за 12 % годовых, а на деле оказывается, что для его погашения потребуется заплатить все 65 %. Рекомендуют минимальный размер уплаты по кредиту, а спустя два года потребитель с удивлением и случайным образом узнает, что его долг банку не уменьшился, поскольку все это время он погашал не сам кредит, а проценты и дополнительные услуги по нему. Тем не менее, поправка, обязывающая при продаже товаров в кредит в обязательном порядке предоставлять потребителю информацию о размере кредита, полной сумме, подлежащей выплате потребителем, и график погашения этой суммы, была принята.

Сильнейшее сопротивление вызвала поправка, направленная на упорядочение предоставления информации о содержании в продуктах питания ГМО. В прежней редакции закона количественный порог наличия ГМО, начиная с которого, информация об этом должна быть предоставлена в обязательном порядке, не был установлен. Поэтому изготовители и продавцы, используя импортное сырье или товары, на которых отсутствует маркировка о присутствии в них ГМО, даже при соблюдении европейского и отечественного стандарта формально становились нарушителями закона. Этим охотно пользовались экстремисты-экологи, проводя показательные акции по демонстрации в магазинах товаров-нарушителей. Можно предположить, что эти действия были не всегда бескорыстны и могли использоваться в конкурентной борьбе транснациональными компаниями – производителями химических средств защиты растений на потребительском рынке. Принятая поправка обязывает производителей информировать путем маркировки на упаковке потребителей о наличии в продуктах генно-инженерно-модифицированных организмов в случае, если их содержание в соответствующем компоненте составляет более 0,9 процентов, что соответствует российским и европейским нормам, в соответствии с которыми содержание в пищевых продуктах компонентов, полученных с применением ГМО, менее указанного уровня является случайной или технически неустранимой примесью.

С введением закона о техническом регулировании действующие Госты и ТУ носят обязательный характер лишь в части требований к безопасности и идентификации товаров. В результате многие нарушения требований стандартов формально перестали считаться недостатком, исходя из его определения, данного в преамбуле закона. Например, изготовители или продавцы облезлую в течение гарантийного срока с автомобиля краску не считали недостатком, хоть это и не соответствовало требованиям Госта. В новой редакции качество товара (услуги, работы) должно соответствовать не только договору либо обязательным требованиям, предусмотренным законами или в установленном ими порядке, но и обычно предъявляемым требованиям, под которыми в том числе следует понимать действующую техническую документацию.

Закон предоставляет потребителю право возвращать товар ненадлежащего качества также и импортеру, повышая ответственность последнего за поставки товаров надлежащего качества.

В новой редакции закона разрешена существовавшая коллизия, при которой право потребителя назначать разумный срок устранения недостатков выполненной работы (услуги) было обусловлено необходимостью указания назначенного им срока в договоре или ином документе, подписываемом сторонами, что фактически давало возможность исполнителю диктовать удобные ему сроки. Теперь потребитель вправе указать срок устранения недостатка также и в заявлении, направленном потребителем исполнителю.

Принятый закон уточняет в ст. 497 ГК РФ процедуру продажи товаров по образцам и дистанционный способ продажи товаров, что снимает формальные противоречия между ст.26.1 закона «О защите прав потребителей», устанавливающей признаки, порядок дистанционного способа продажи, права и ответственность продавцов и потребителей, и ст. 497 ГК РФ, в которой были смешаны признаки дистанционной продажи и продажи товаров по образцам, имеющих разные правовые последствия при отказе от исполнения договора купли-продажи.

В законе статьи 26 и 38 объявлены утратившими силу. Однако сделано это было вовсе не из-за желания отобрать право у Правительства утверждать правила продажи отдельных видов товаров, бытового и иных видов обслуживания. Дело в том, что еще в ноябре 2006 года п. 2 статьи 1 закона был дополнен абзацем следующего содержания: «Правительство Российской Федерации вправе устанавливать правила организации деятельности по продаже товаров (выполнению работ, оказанию услуг) потребителям». Таким образом, введенная в силу еще год назад и более емкая по своему содержанию норма фактически сделала указанные статьи ненужными.

Вступление закона в силу было отложено на 45 дней, чтобы дать возможность изготовителям, продавцам, сервисным службам заранее подготовиться к новым требованиям. Полтора месяца на перестройку работы в связи с новыми требования законодательства – это, конечно, не много, но для тех продавцов и исполнителей работ, которые и раньше ориентировались на добросовестное исполнение требований закона, доброжелательное отношение к потребителям, – вполне достаточное.

Вместе с тем, чтобы не получилось «как всегда» в России, когда строгость закона компенсируется необязательностью его исполнения, Союз потребителей России намерен в течение ближайших двух-трех месяцев провести массовую общероссийскую акцию по проверке готовности предприятий потребительского рынка работать в новых условиях. В ходе акции будут проверены полнота информации об условиях договоров на покупку товаров в кредит, приведены ли в соответствие формы гарантийных талонов, квитанций для проведения гарантийного ремонта, документов, которые теперь обязан предоставлять сервис потребителю по завершении гарантийного ремонта, договоров купли-продажи товаров с предварительной оплатой.

Полтора месяца на перестройку работы в связи с новыми требования законодательства это, конечно, не много, но для тех продавцов и исполнителей работ, которые и раньше ориентировались на добросовестное исполнение требований закона, доброжелательное отношение к потребителям, – вполне достаточное.

Обязанности и права сторон

Если закон посвящён защите потребителей, то следует знать о том, какими именно правами они обладают, и от кого их следует защищать. Если проанализировать все положения закона, то можно определить права потребителей на:

Основными правами, требующими защиты, следует считать, конечно, право на безопасную и качественную продукцию. Именно при данных нарушениях необходимо возмещать причинённый данному лицу вред. Для обеспечения основных прав производится обмен товара, осуществляется информирование о юридических возможностях взаимодействующих сторон.

Понятие обязанностей распространяется преимущественно на производителе, поставщиков и прочих лиц, которые по роду своей деятельности предоставляют продукцию и услуги. Они обязаны:

  • нести ответственность за допущенные недостатки (ст. 5);
  • устанавливать сроки годности или эксплуатации товара (ст. 5);
  • обеспечить потребителей запчастями к реализуемому товару (ст. 8);
  • создать условия для производства ремонтных работ по данному виду продукции (ст. 8);
  • нести ответственность за недостоверную информацию.

Закон даёт производителям права на определение гарантийного основного или дополнительного срока. Такое же право даётся продавцу, если производитель не определил свою гарантию.

В ФЗ N 2300-1 этой теме посвящена вторая глава, в которой защищаются права физ- и юрлиц на качественный товар, информацию о нём и его производителе.

Законодательство и комментарии

Законодательство направлено на гармонизацию отношений покупателей и производителей (продавцов, импортеров). Оно регламентирует поведение в каждой спорной ситуации. Для лучшего понимания закона и исключения разного толкования понятий ЗоЗПП дополнен постатейными комментариями.

4 статьи 40 ЗоЗПП слова законных интересов неопределенного круга потребителей заменены на и законных интересов отдельных потребителей группы , слова два и более раза звучат как два раза или более.

Обновленные права потребителей

25 октября 2007 года Федеральным законом № 234-ФЗ (далее – Закон № 234-ФЗ) был внесен ряд поправок в Закон РФ от 7 февраля 1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей» (далее – Закон № 2300-1) и в главу 30 второй части ГК РФ, в положения о договоре розничной купли-продажи. Ряд поправок носит технический, редакционный характер, но есть также и существенные нововведения. Новшества вступают в силу с 12 декабря 2007 года.

Астахова Т.Л., юрист

Изменения в Законе о защите прав потребителей

Статья 18 Закона № 2300-1

Указанная статья, «Последствия продажи товара ненадлежащего качест­ва», изложена в новой редакции, с новым названием – «Права потребителя при обнаружении в товаре недостатков». Существенные изменения касаются прав потребителя при обнаружении недостатков в технически сложных товарах1 . Ранее потребитель имел право на замену технически сложных товаров на товары аналогичной или другой марки (модели, артикула) только в случае обнаружения существенных недостатков товаров.

Новая редакция статьи предусматривает, что в отношении технически сложного товара потребитель в случае обнаружения в нем недостатков (даже несущественных) вправе отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за такой товар суммы. Еще покупатель может заменить «брак» на товар этой же марки (модели, артикула) или на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены. На эти действия ему отведено пятнадцать дней со дня получения им товара с недостатком.

Если же потребитель опоздал, то указанные требования подлежат ­удовлетворению в следующих случаях:

  • обнаружения существенного недостатка товара;
  • нарушения установленных Законом № 2300-1 сроков устранения недостатков товара;
  • невозможности использования товара в течение каждого года гарантийного срока в совокупности более чем тридцать дней вследствие неоднократного устранения его различных недостатков.

Кроме того, новая редакция статьи устанавливает право потребителя присутствовать при проведении экспертизы товара (в случае спора о причинах возникновения недостатков товара), а не только знакомиться ­с ее результатами и оспаривать заключение.

Статья 20 Закона № 2300-1

Эта статья касается устранения недостатков товара изготовителем (продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером). Новая редакция пред­усматривает согласование срока устранения недостатков и устанавливает его максимальную продолжительность.

Если срок устранения недостатков товара не определен соглашением сторон в письменной форме, тогда изготовитель (продавец, уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер) незамедлительно устраняет эти недостатки. То есть делает это в минимальный срок, объективно необходимый для их устранения с учетом обычно применяемого способа. Срок устранения недостатков товара, определяемый в письменной форме соглашением сторон, не может превышать сорока пяти дней.

Если во время устранения недостатков товара стало ясно, что они не будут ликвидированы в оговоренный соглашением сторон срок, стороны могут заключить соглашение о новом сроке устранения недостатков, товара. Кстати, отсутствие необходимых для устранения недостатков товара запасных частей (деталей, материалов) или оборудования не является основанием для заключения продления срока и не освобождает от ответственности за нарушение первоначально установленного срока.

Продавец (уполномоченная организация, уполномоченный предприниматель), возвращая товар с устраненными недостатками, обязан ­предоставить потребителю в письменной форме информацию о датах:

  • обращения потребителя с требованием об устранении обнаруженных им недостатков товара;
  • передачи товара потребителем для ликвидации недостатков товара;
  • устранения недостатков товара с их описанием, об использованных запасных частях (деталях, материалах);
  • выдачи товара потребителю по окончании устранения недостатков товара.
Читайте также:  О двойной фамилии: можно ли взять при заключении брака, как сделать в паспорте

Статья 23.1 Закона № 2300-1

Закон № 234-ФЗ вводит новую статью 23.1, предусматривающую по­следствия нарушения продавцом срока передачи предварительно ­оплаченного товара потребителю. Законом установлены следующие правила.

Договор купли-продажи, предусматривающий обязанность потребителя предварительно оплатить товар, должен содержать условие о сроке передачи товара потребителю. Если продавец, получивший сумму предварительной оплаты в определенном договором купли-продажи размере, опоздал с передачей товара покупателю в установленный срок, то потребитель по своему выбору вправе потребовать:

  • передачи оплаченного товара в новый срок;
  • возврата суммы предварительной оплаты товара, не переданного продавцом.

При этом покупатель вправе потребовать еще и полное возмещение убытков, причиненных ему вследствие нарушения установленного договором купли-продажи срока передачи предварительно оплаченного товара. Перечисленные требования потребителя не подлежат удовлетворению в случае, если продавец докажет, что нарушение сроков произошло вследствие непреодолимой силы или по вине потребителя.

В случае нарушения установленного договором купли-продажи срока передачи предварительно оплаченного товара потребителю продавец уплачивает ему за каждый день просрочки неустойку (пени) в размере половины процента суммы предварительной оплаты товара.

Неустойка (пени) взыскивается со дня, когда по договору купли-продажи передача товара потребителю должна была быть осуществлена, до дня передачи товара потребителю или до дня удовлетворения требования потребителя о возврате ему предварительно уплаченной им суммы. Сумма взысканной потребителем неустойки (пени) не может превышать сумму предварительной оплаты товара.

Продавец обязан удовлетворить требования покупателя о возврате уплаченной за товар суммы и о полном возмещении убытков в течение десяти дней со дня предъявления этого требования.

Статья 10 Закона № 2300-1

В части предоставления потребителю информации о товаре и цене товара установлено, что при предоставлении кредита на приобретение товара должны быть указаны: размер кредита, полная сумма, подлежащая выплате потребителем, и график погашения этой суммы.

Изменения в ГК РФ

Статья 497 ГК РФ

Данная статья изложена в новой редакции, в нее внесены нормы, регулирующие дистанционный способ продажи товаров. В каких именно случаях мы говорим о дистанционной торговле? Например, когда договор розничной купли-продажи заключается после того, как покупатель ознакомился с предложенным продавцом описанием товара посредством каталогов, проспектов, буклетов, фотоснимков, средств связи (телевизионной, почтовой, радиосвязи и других) или иными способами, исключающими возможность непосредственного ознакомления потребителя с товаром либо образцом товара при заключении такого договора. Аналогичная норма была ранее изложена в Законе о защите прав потребителей2.

Статья 503 ГК РФ

Обратите внимание, что основным нововведением в отношении товаров ненадлежащего качества, внесенным в Закон о защите прав потребителей, является норма о замене или возврате технически сложных товаров. Новая же редакция статьи 503 ГК РФ в отношении технически сложных товаров повторила старую норму – замена и возврат технически сложных товаров возможны лишь в случае обнаружения существенных недостатков в товаре.

Вместе с тем статья 503 ГК РФ дополнена пунктом 6, в котором прямо указано, что правила, предусмотренные данной статьей, применяются, если законами о защите прав потребителей не установлено иное. То есть в отношении граждан-потребителей все-таки будет действовать новый порядок возврата и обмена технически сложных товаров.

Оценивая изменения, внесенные в Закон о защите прав потребителей и ГК РФ, можно говорить о том, что законодатель ужесточает требования к розничным продавцам, вступающим в отношения с гражданами-потребителями. Наиболее значимыми представляются изменения, касающиеся возможности обмена технически сложных товаров и санкций для продавца в случае предварительной оплаты товара. Теперь розничным продавцам необходимо будет учитывать данные требования Закона о защите прав потребителей в своих договорах с поставщиками (производителями), чтобы иметь возможность своевременного обмена (возврата) товара с недостатками и своевременного ­выполнения ­требований по поставке (изготовлению) предоплаченных товаров.

1 Виды сложных товаров приведены в Перечне технически сложных товаров, в отношении которых требования потребителя об их замене подлежат удовлетворению в случае обнаружения в товарах существенных недостатков (утв. постановлением Правительства РФ от 13 мая 1997 г. № 575).

2 Более подробно суть дистанционного способа продажи товаров изложена в Правилах продажи товаров дистанционным способом, утв. постановлением Правительства РФ от 27 сентября 2007 г. № 612.

Еще покупатель может заменить брак на товар этой же марки модели, артикула или на такой же товар другой марки модели, артикула с соответствующим перерасчетом покупной цены.

Основные изменения и дополнения закона «О защите прав потребителей», актуальные на начало 2017 года

  • Покупатель больше не обязан сохранять чек на покупку или упаковку приобретенного товара, чтобы получить возмещение ущерба.
  • Покупатель, при приобретении технически сложного товара ненадлежащего качества, вправе требовать: ремонт оборудования за счет продавца с предоставлением на время ремонта аналогичного устройства во временное пользование или полное (или частичное – если это предусмотрено договором) возмещение стоимости некачественной продукции.
  • В случае просрочки выполнения требований покупателя со стороны юридического лица или индивидуального предпринимателя, на ю.л. или ИП накладываются дополнительные штрафные санкции в форме пеней за каждый день просрочки.
  • Регистрация претензии должна производиться в день ее получения, либо в первый рабочий день, следующий за выходными или праздничными днями.
  • Срок рассмотрения и ответа на претензию не может превышать тридцать календарных дней.
  • С 01.01.2017 года к продавцам туристических услуг вводится требование с созданием резервных фондов персональной ответственности для возмещения убытков своих клиентов. Без этого условия, осуществление деятельности туристических фирм будет невозможным.
  • Ужесточены санкции в отношении недобросовестных туристических операторов.
  • С 01.01.2018 года вступят в силу новые правила в отношении регулирования продажи и использования электронных путевок.
  • Возможность делегирования полномочий федеральных органов исполнительной власти региональных органам исполнительной власти при наличии соответствующего Постановления Правительства.

back to menu ↑

Покупатель больше не обязан сохранять чек на покупку или упаковку приобретенного товара, чтобы получить возмещение ущерба.

Право на отказ от договора с возмещением расходов

Зачем. Потребитель имеет право передумать. Например, заказали кухонный гарнитур, а потом решили продать квартиру, и мебель стала не нужна. Или купили путевку, но не получилось с отпуском — пришлось отменить поездку. В таких случаях можно в любой момент отказаться от исполнения договора. Но при условии, что продавец получит компенсацию расходов, которые он реально понес. Например, производитель мебели потратился на материалы, а туроператор забронировал гостиницу. Если они смогут доказать и обосновать расходы, тогда суммы придется возместить. Если расходов еще не было, можно забрать все деньги.

Как реализовать. Если передумали, отправьте исполнителю или продавцу уведомление об отказе. Укажите, куда вернуть деньги. Если с вас потребуют какие-то суммы, просите подтвердить их документами. Если не согласны с суммой, идите в суд. Но лучше попробовать договориться.

Там требуйте на 50 больше так положено по закону.

Право на информацию о производителе товара

Сразу три статьи ЗоЗПП посвящены правилам предоставления информации о приобретаемом товаре:

Статьи 8 и 9 предусматривают право покупателя на доступ к информации о продавце и изготовителе, времени его работы, об адресе его нахождения, перечне предоставляемых услуг. Также у продавца должны иметься адреса местонахождения гарантийных мастерских и пунктов возврата товаров.

Статья 10 вменяет в обязанности покупателя предоставление вниманию покупателя своевременной, актуальной и полной информации о продаваемом товаре, или об предоставляемой услуге.

Сюда относятся:

  • Стоимость;
  • Сроки эксплуатации или хранения;
  • Состав ингредиентов или материал изготовления;
  • Условия, необходимые для соблюдения при хранении;
  • Правила использования и меры предосторожности;
  • Прочая важная информация, имеющая значение в процессе эксплуатации (потребления) приобретённого товара.

Сразу три статьи ЗоЗПП посвящены правилам предоставления информации о приобретаемом товаре.

Как юридическому лицу вернуть товар юридическому лицу

Закон предусматривает возврат или подмену приобретения юридическим лицом юридическому лицу при условии, что:

  • товар или услуга не соответствует требованиям покупателя и заявленным характеристикам;
  • после приобретения был обнаружен дефект;
  • поставщик умышленно скрыл недостатки реализуемой продукции.

Также стороны могут договориться о снижении цены на покупку при условии, что она не потеряет своих потребительских свойств, или о ее ремонте за счет поставщика.

Если продавец отказывается принять продукцию или устранить недостатки, то покупатель вправе расторгнуть договор в соответствии с Гражданским кодексом РФ и возместить потраченные средства.

Чтобы вернуть товар, необходимо строго следовать условиям, указанным в договоре или при его отсутствии – в ГК РФ, и располагать доказательной базой о наличии недостатков.

Первым шагом для возврата покупки поставщику будет составление претензии на возврат продукции или услуги на имя руководителя организации. Она обязательно должна включать:

  1. Полное наименование организации, ФИО руководителя.
  2. Контактные данные заявителя.
  3. Дату и номер договора купли-продажи.
  4. Наименование товара и подробное описание выявленных недостатков и дефектов.
  5. Предъявляемые требования.
  6. Дату, личную подпись заявителя и печать организации.

Кроме претензии, процедура предполагает наличие:

  • счета-фактуры;
  • акта на товар ненадлежащего качества для оформления соответствующей отчетности юридическими лицами;
  • акта приема-передачи;
  • накладной на возврат товара.

Сроки возврата указаны в договоре купли-продажи или, если этого не предусмотрено, в статье 477 ГК РФ. Срок по закону равен гарантийному сроку, в течение которого покупатель вправе предъявить требования поставщику, связанные с недостатками товара.

накладной на возврат товара.

Содержание потребительского закона

Закон 18 о «Защите прав потребителей» состоит из четырех разделов, которые включают:

  • Общие положения.
  • Защиту потребительских прав при продаже товаров потребителю.
  • Защиту потребительских прав при оказании услуг или выполнении работ.
  • Государственную и общественную защиту прав потребителей.

В общих положениях прописаны права потребителя, касающиеся приобретенного товара. На товаре изготовитель или продавец указывает срок годности товара. На упаковке в обязательном порядке присутствует информация об изготовителе и правила безопасного использования.

Если изготовителем не предусмотрен гарантийный срок товара или услуги, данную информацию может указывать продавец. Вред, причиненный некачественным товаром, возмещается потребителю согласно статье 14 Закона. Если причину вреда устранить нет возможности, такой товар снимается с производства.

При надлежащем качестве услуг оказываемых ЖЭКом, можно в письменном виде требовать их исправления. Узнайте как написать жалобу на ЖКХ и куда ее подавать.

Поломалась техника находящиеся на гарантии. Читайте в этой публикации про права потребителей на гарантийный ремонт.

Для решения споров между покупателем и продавцом относительно качества купленного товара применяется потребительская экспертиза. Из этой статьи можно узнать, как проводиться и кто имеет право на потребительскую экспертизу товаров.

Раздел Государственная и общественная защита прав потребителя регламентирует контроль органами государственного надзора за соблюдением изготовителем продавцом всех требований в области защиты потребительских прав.

Неустойка продавца, отмена оплаты допгарантии. Какие изменения предлагают в законы по защите прав потребителей?

Разработчики изменений каждый раз пытались соблюсти разумный баланс, чтобы в итоге не было диктата потребителя или продавца.

Закон о защите прав потребителей в РФ

Каждый дееспособный гражданин ежедневно сталкивается с процессом приобретения товара и пользования различного рода услугами. Необходимо иметь достаточное представление о предусмотренных системой защиты прав потребителей положениях и правилах.

Сфера отношений, возникающих между потребителем и лицом, предоставляющим продукцию или услугу, нуждается в защите интересов сторон и четко функционирующем законодательном регулировании.

Главными правовыми инструментами в данной области являются Гражданский кодекс РФ, в котором изложен ряд положений, касающихся правил купли-продажи, прав и обязанностей покупателя и продавца при совершении сделки и ее расторжении, вопросов оформления договоров и форм оплаты, а также наиболее адаптированный и узконаправленный Закон РФ № 2300-1 «О защите прав потребителей».

Необходимо иметь достаточное представление о предусмотренных системой защиты прав потребителей положениях и правилах.

Добавить комментарий