Проведение экспертизы, требованиях к экспертам (экспертным организациям) и закупке услуг по проведению экспертизы по 44

Как провести экспертизу по 44-ФЗ

Внутренняя экспертиза помогает заказчику сэкономить средства на вызове эксперта, быстро провести приемку и быть уверенным в надлежащем исполнении поставщиком своих обязательств. Внешняя экспертиза выгодна в том случае, когда у заказчика нет опыта ее проведения собственными силами или как-ких-либо специальных- знаний о сложных товарах.

Расскажем об основных правилах проведения внутренней и внешней экспертизы.

Отчет об исполнении контракта размещается в ЕИС.

Как оформить результаты

Отдельное экспертное заключение составлять необязательно. Укажите в акте или товарной накладной, что проверили качество и характеристики, результат проверки, подписи проверяющих.

Часто на практике заказчики оформляют результаты отдельным экспертным заключением. Это не нарушение. В заключении укажите:

  • дату и место, когда составляется документ;
  • номер, дату, предмет контракта;
  • сведения о поставщике;
  • дату поставки, выполнения работ или оказания услуг;
  • перечень документов при поставке и их реквизиты (вид документа, номер, дата и т. д.);
  • сведения о том, соответствует ли товар (работа, услуга) условиям контракта;
  • подписи.

Заказчики привлекают сторонних экспертов, чтобы проверить выполнение условий контрактов и оценить конкурсную документацию и насколько конкурсные заявки соответствуют дополнительным требованиям, которые предъявляются к участникам закупок.

Энциклопедия решений. Требования к экспертам, экспертным организациям, привлекаемым при закупках по Закону N 44-ФЗ

Требования к экспертам, экспертным организациям, привлекаемым при закупках по Закону N 44-ФЗ

В соответствии с п. 15 ст. 3 Закона N 44-ФЗ эксперт, экспертная организация (далее также – эксперты) – обладающее специальными познаниями, опытом, квалификацией в области науки, техники, искусства или ремесла физическое лицо либо юридическое лицо, работники которого обладают указанными познаниями, осуществляющие на основе договора деятельность по подготовке экспертных заключений по поставленным заказчиком, участником закупки вопросам, в том числе по оценке предмета экспертизы.

Законом N 44-ФЗ не установлено каких-либо специальных требований к экспертам. Такие требования могут быть установлены применительно к проведению экспертиз в конкретной отрасли иными законами, прежде всего – в соответствии с абзацем третьим п. 1 ст. 49 ГК РФ. На это прямо указано в ч. 8 ст. 41 Закона N 44-ФЗ, согласно которой если в отношении лиц, осуществляющих исследований, испытаний, выполнение работ, оказание услуг, необходимых для проведения экспертизы, в соответствии с законодательством РФ установлены обязательные требования (обязательная аккредитация, лицензирование, членство в саморегулируемых организациях), отбор экспертов для проведения такой экспертизы должен осуществляться из числа лиц, соответствующих указанным требованиям. Такие требования в обязательном порядке предъявляются заказчиком к участникам закупки услуг по экспертизе на основании п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона N 44-ФЗ. Дополнительные требования к экспертам, привлекаемым для проведения экспертизы поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги по государственному оборонному заказу, согласно ч. 5 ст. 41 Закона N 44-ФЗ могут быть установлены Федеральным законом от 29.12.2012 N 275-ФЗ “О государственном оборонном заказе”. (На настоящий момент таких дополнительных требований не установлено).

В ч. 2 ст. 41 Закона N 44-ФЗ приведен перечень категорий лиц, которые не могут быть допущены к проведению экспертизы в случаях, предусмотренных Законом N 44-ФЗ. Анализ этого перечня показывает, что речь идет о лицах, которые не могут быть допущены к экспертизе в конкретных ситуациях в силу сомнения в их беспристрастности при проведении экспертизы в таких ситуациях. К таковым относятся:

– физические лица, являющиеся либо в течение менее чем 2 лет, предшествующих дате проведения экспертизы, являвшиеся должностными лицами или работниками заказчика, осуществляющего проведение экспертизы, либо поставщика (подрядчика, исполнителя) (далее – контрагент) (пп. “а” п. 1 ч. 2 ст. 41 Закона N 44-ФЗ);

– физические лица, имеющие имущественные интересы в заключении контракта, в отношении которого проводится экспертиза (пп. “б” п. 1 ч. 2 ст. 41 Закона N 44-ФЗ);

– физические лица, являющиеся близкими родственниками (родственниками по прямой восходящей и нисходящей линии (родителями и детьми, дедушкой, бабушкой и внуками), полнородными и неполнородными (имеющими общих отца или мать) братьями и сестрами), усыновителями или усыновленными с руководителем заказчика, членами комиссии по осуществлению закупок, руководителем контрактной службы, контрактным управляющим, должностными лицами или работниками контрагента либо состоящие с ними в браке (пп. “в” п. 1 ч. 2 ст. 41 Закона N 44-ФЗ);

– юридические лица, в которых заказчик или контрагент имеет право распоряжаться более чем 20% общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции, либо более чем 20% вкладов, долей, составляющих уставный или складочный капитал юридических лиц (п. 2 ч. 2 ст. 41 Закона N 44-ФЗ);

– физические лица или юридические лица в случае, если заказчик или контрагент прямо и (или) косвенно (через третье лицо) может оказывать влияние на результат проводимой такими лицом или лицами экспертизы (п. 3 ч. 2 ст. 41 Закона N 44-ФЗ).

Таким образом, по общему правилу в качестве эксперта может выступать любое лицо, обладающее специальными познаниями, опытом, квалификацией в соответствующей области (см. также письма Минэкономразвития России от 22.01.2015 N Д28и-97, от 29.01.2015 N Д28и-58). Исключение составляют установленные законом случаи ограничения на осуществление соответствующей деятельности и выявление в конкретной ситуации возможности влияния заказчиком или контрагентом на результат экспертизы.

В силу ч. 3 ст. 41 Закона N 44-ФЗ эксперты обязаны уведомить в письменной форме заказчика и контрагента о допустимости своего участия в проведении экспертизы, в том числе об отсутствии оснований для недопуска к проведению экспертизы в соответствии с ч. 2 ст. 41 Закона N 44-ФЗ.

В случае выявления в составе экспертов лиц, указанных в ч. 2 ст. 41 Закона N 44-ФЗ, заказчик должен принять незамедлительные меры, направленные на привлечение для проведения экспертизы иного эксперта, иной экспертной организации (ч. 4 ст. 41 Закона N 44-ФЗ).

– физические лица, являющиеся либо в течение менее чем 2 лет, предшествующих дате проведения экспертизы, являвшиеся должностными лицами или работниками заказчика, осуществляющего проведение экспертизы, либо поставщика подрядчика, исполнителя далее – контрагент пп.

Письмо Минфина России от 27.12.2017 № 24-02-07/87603 “О проведении экспертизы, требованиях к экспертам (экспертным организациям) и закупке услуг по проведению экспертизы у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя)”

В соответствии с частью 3 статьи 94 Закона о контрактной системе для проверки предоставленных поставщиком (подрядчиком, исполнителем) результатов, предусмотренных контрактом, в части их соответствия условиям контракта заказчик обязан провести экспертизу. Экспертиза результатов, предусмотренных контрактом, может проводиться заказчиком своими силами или к ее проведению могут привлекаться эксперты, экспертные организации на основании контрактов, заключенных в соответствии с Законом о контрактной системе.

При этом частью 4 статьи 94 Закона о контрактной системе установлено, что заказчик обязан привлекать экспертов, экспертные организации к проведению экспертизы поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги, если закупка осуществляется у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), за исключением случаев:
1) предусмотренных пунктами 1 – 9, 14, 15, 17 – 23, пунктом 24 (только при осуществлении закупок для обеспечения федеральных нужд), пунктами 25, 26, 28 – 30, 32, 33, 36, 40, 41, 42, 44, 45, 46, 47 – 48, 50 – 52 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе;
2) осуществления закупок услуг экспертов, экспертных организаций;
3) если результатом предусмотренной контрактом выполненной работы являются проектная документация объекта капитального строительства и (или) результаты инженерных изысканий, прошедшие государственную или негосударственную экспертизу, проведение которой обязательно в соответствии с положениями законодательства Российской Федерации.

Таким образом, положениями Закона о контрактной системе:
– установлена обязанность заказчика проводить экспертизу для проверки предоставленных поставщиком (подрядчиком, исполнителем) результатов, предусмотренных контрактом, в части их соответствия условиям контракта в полном объеме;
– предусмотрена возможность проведения экспертизы результатов, предусмотренных контрактом как силами заказчика (своими силами), так и с привлечением экспертов, экспертных организаций;
– установлены случаи обязательного привлечения экспертов, экспертных организаций.

Вместе с тем требования к экспертам, экспертным организациям установлены положениями статьи 41 Закона о контрактной системе.

Частью 2 статьи 41 Закона о контрактной системе определен перечень лиц, которые не могут привлекаться к проведению экспертизы. К ним относятся лица, с помощью которых заказчик или поставщик прямо и (или) косвенно может оказывать влияние на результат проводимой экспертизы.

В соответствии с частью 3 статьи 41 Закона о контрактной системе эксперт, экспертная организация обязаны уведомить в письменной форме заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) о допустимости своего участия в проведении экспертизы (в том числе об отсутствии оснований для недопуска к проведению экспертизы в соответствии с частью 2 статьи 41 Закона о контрактной системе).

При этом согласно части 4 статьи 41 Закона о контрактной системе в случае выявления в составе экспертов, экспертных организаций лиц, указанных в части 2 статьи 41 Закона о контрактной системе, заказчик должен принять незамедлительные меры, направленные на привлечение для проведения экспертизы иного эксперта, иной экспертной организации.

Таким образом, не допускается привлечение к экспертизе лиц, не соответствующих требованиям, установленным статьей 41 Закона о контрактной системе, а также лиц, не уведомивших заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) о допустимости своего участия в проведении экспертизы.

Согласно части 5 статьи 24 Закона о контрактной системе заказчик выбирает способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с положениями главы 3 Закона о контрактной системе. При этом он не вправе совершать действия, влекущие за собой необоснованное сокращение числа участников закупки.

Частью 1 статьи 24 Закона о контрактной системе установлено, что заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).

Читайте также:  Финансовый управляющий при банкротстве: полномочия и стоимость услуг

Перечень случаев для осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) установлен частью 1 статьи 93 Закона о контрактной системе и является исчерпывающим.

Так, в целях привлечения экспертов, специалистов, обладающих специальными знаниями и навыками, заказчики проводят соответствующую закупку посредством одного из конкурентных способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) либо путем осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии со статьей 93 Закона о контрактной системе.

При этом Департамент сообщает, что в соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) может осуществляться заказчиком в случае осуществления закупки товара, работы или услуги на сумму, не превышающую сто тысяч рублей. При этом годовой объем закупок, которые заказчик вправе осуществить на основании указанного пункта, не должен превышать два миллиона рублей или не должен превышать пять процентов совокупного годового объема закупок заказчика и не должен составлять более чем пятьдесят миллионов рублей.

Так, на основании пункта 4 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе заказчик вправе заключать контракты, цена каждого из которых не должна превышать сто тысяч рублей, при этом годовой объем таких закупок заказчика не должен превышать два миллиона рублей или не должен превышать пять процентов совокупного годового объема закупок заказчика и не должен составлять более чем пятьдесят миллионов рублей.

Таким образом, с учетом того что Закон о контрактной системе не содержит иных ограничений на осуществление закупок у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) на основании пункта 4 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе, заказчик вправе осуществлять закупки любых товаров, работ, услуг, в том числе услуг по проведению экспертизы, у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе в случае соблюдения ограничений для осуществления таких закупок, предусмотренных Законом о контрактной системе.

Вместе с тем Департамент обращает внимание, что в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, в том числе о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.

Таким образом, в случае если в силу законодательства Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки, предъявляются определенные требования, то заказчик обязан установить указанные требования в документации о закупке.

На основании изложенного экспертиза результатов, предусмотренных контрактом, проводится заказчиком своими силами или с привлечением экспертов, экспертных организаций на основании контрактов, заключенных в соответствии с Законом о контрактной системе.

Таким образом, не допускается привлечение к экспертизе лиц, не соответствующих требованиям, установленным статьей 41 Закона о контрактной системе, а также лиц, не уведомивших заказчика и поставщика подрядчика, исполнителя о допустимости своего участия в проведении экспертизы.

Внутренняя и внешняя экспертизы при приемке

Статья 41 Федерального закона 44-ФЗ предусматривает, что заказчики привлекают экспертов и экспертные организации в случаях, предусмотренных законом (внешняя экспертиза).

Пунктом 3 ст. 44-ФЗ предусмотрено, что экспертиза может проводится заказчиком своими силами.

Случаи, в которых заказчик обязан проводить внешнюю экспертизу, порядок привлечения внешнего эксперта, требования к внешним экспертам, то, каким образом должны быть оформлены результаты экспертизы предусмотрены Федеральным законом 44-ФЗ и, в целом, не вызывают споров.

Когда дело доходит до проведения внутренней экспертизы по 44-ФЗ, заказчики зачастую вовсе забывают про надлежащее оформление экспертизы при приемке, несмотря на то, что указание на экспертизу есть в большинстве контрактов.

У сторон контракта часто возникает вопрос, каким образом проводится внутренняя экспертиза по, каким образом оформляются ее результаты, кто же может быть экспертом при приемке случае, если экспертиза проводится силами заказчика.

У подрядчиков подобные вопросы возникают, как правило, когда заказчик начинает выдвигать необоснованные, надуманные требований к качеству товаров, работ, услуг.

В части требований к специальным познаниям внутреннего эксперта в той или иной области, вопросы подрядчиков выглядят более чем обоснованно, особенно учитывая желание некоторых «специалистов» высказывать свое «экспертное» мнение вообще по любому вопросу.

Действующее законодательство не содержит ответа на данный вопрос, грубо говоря, он вообще никоим образом не регламентирован в нормативных актах.

Из буквального толкования п. 5 ст. 94 Федерального закона 44-ФЗ следует, что результаты экспертизы, без разницы какой, внутренней или внешней, оформляются в виде заключения, которое должно быть объективным, обоснованным.

Изучив судебную практику можно, по крайней мере, понять, что по данным вопросам думают суды.

Так вот, судебная практика исходит из того, что никакие специальные познания эксперту при приемке по госконтракту не нужны. Требования к экспертам, установленные 44-ФЗ для внешних экспертов не относятся к внутренним экспертам.

Очевидно, что заключение эксперта должно быть сделано ранее принятия заказчиком решения о приемке, либо отказе в приемке.

Хорошо, если у заказчика имеется какой-либо локальный документ, предусматривающий порядок проведения экспертизы по 44-ФЗ или хотя бы формальный внутренний документ, которым то или иное лица назначено в качестве эксперта при проведении внутренней экспертизы при приемке по конкретному госконтракту. Как привило ничего такого у заказчиков нет.

В письме от 12.06.2016 № Д28и-1778 Департамент развития контрактной системы Минэкономразвития России указывает, что при проведении экспертизы своими силами заказчик вправе возлагать проведение такой экспертизы на приемочную комиссию или создать отдельную комиссию по проведению экспертиз результатов, предусмотренных контрактом, а также что если заказчик не привлекает экспертов, экспертные организации для приемки, то документом, подтверждающим проведение экспертизы силами сотрудников заказчика является оформленный и подписанный заказчиком документ о приемке товара, работы, услуги.

Лично я не являюсь сторонником создания отдельных документов под каждый юридический факт и излишней бюрократизации, но с данной позицией Департамента согласиться не могу. Понятно, что в огромном количестве случаев, при поставках и выполнении работ на незначительные суммы, когда нет необходимости специальных технических познаний для того, чтобы определить, что результат работ соответствует целям и условиям контракта, привлечение экспертов является нецелесообразным.

Однако подобная позиция Департамента вовсе нивелирует требование закона о том, что экспертиза при приемке должна быть проведена и должно быть оформлено заключение.

Справедливости ради, в вышеназванном письме Департамент поясняет, что его разъяснения не имеют юридической силы, то есть не являются обязательными для применения, так как данный орган не наделен полномочиями по разъяснению законодательства Российской Федерации.

Понятно, что в огромном количестве случаев, при поставках и выполнении работ на незначительные суммы, когда нет необходимости специальных технических познаний для того, чтобы определить, что результат работ соответствует целям и условиям контракта, привлечение экспертов является нецелесообразным.

Что проверяют эксперты при приемке?

На что необходимо обратить внимание при проведении экспертизы? В первую очередь, на надлежащее качество и объем поставленных товаров (оказанных услуг, выполненных работ). Проверка качества может быть:

  • сплошная — то есть, проверяется вся продукция
  • выборочная — проверяется определенная часть товара с распространением результатов проверки на всю партию, если это обусловлено техническими регламентами, ГОСТами, ТУ, особыми условиями поставки или контрактом.

Одновременно с проверкой товара по качеству производится проверка комплектности, маркировки, соответствия тары и упаковки требованиям технических регламентов, ГОСТов, ТУ, образцам.

Далее стоит проверить подлинность всех необходимых для проведения экспертизы документов, предоставляемых поставщиком: счета, накладные, акты приемки товара, спецификации и другие. Все документы должны иметь отношение к товару, по которому проводится экспертиза и этот момент тоже стоит проверить. Если эксперт затрудняется установить данное обстоятельство или у него появляются сомнения, он должен в своем заключении сделать пометку и указать причины.

Если нет всех необходимых документов, то эксперт докладывает об этом руководителю, который принимает решение о дальнейшем проведении экспертизы проведения экспертизы.

Ряд товаров и услуг могут быть полностью оценены только в процессе потребления или окончательного исполнения (бензин, пищевая продукция, перчатки, реактивы, ремонт оборудования и другое). В таком случае эксперт имеет право оценивать качество продукции, ориентируясь на мнение и претензии непосредственных потребителей товаров и услуг.

Если по итогам экспертизы заказчик примет решение о том, что все соответствует условиям контракта, подписываются документы о приемке. Как правило, это товарная накладная или акт выполненных работ, оказанных услуг. Составлять другие документы о том, что товар (работы, услуги) соответствует заявленным требованиям, закон о контрактной системе не требует.

Если по итогам приемки выявляются недостатки, несоответствия условиям контракта, составляется протокол разногласий, акт расхождений, или другой документ в произвольной форме.

Так как законом не утверждена форма таких документов, составляются они в произвольной форме.

Экспертиза результатов исполнения контракта и Федеральный закон “О контрактной системе в сфере закупок”

Выполнение государственных контрактов всегда требует тщательного соблюдения его условий, а результат может быть принят только в том случае, если вся работа выполнена качественно, а итоговые результаты соответствуют заявленным требованиям, сформированным в самом тексте государственного контракта.

  • Случаи, когда нет необходимости экспертизы результатов исполнения контракта
  • Порядок и случаи обязательного проведения экспертизы
  • Внутренняя экспертиза исполненного контракта
  • Проведение внешней экспертизы
  • Акт приемки результатов исполнения контракта как итоговый документ об исполнении контракта
Читайте также:  Перечень бесплатных лекарств детям до 3 лет на 2020 год, детям инвалидам до 18 лет и многодетным семьям до 6 лет

Дорогие читатели! Для решения именно Вашей проблемы — звоните на горячую линию 8 (800) 350-34-85 или задайте вопрос на сайте. Это бесплатно.

Понять, насколько качественным было выполнение того или иного контракта, нередко можно только путем проведения специальной экспертизы.

Внутренняя экспертиза исполненного контракта.

Методические рекомендации по проведению заказчиками экспертизы и привлечению экспертов и экспертных организаций в рамках законодательства о контрактной системе в сфере закупок

Эксперты, должностные лица экспертной организации несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации за предоставление недостоверных результатов экспертизы, экспертного заключения или заведомо ложного экспертного заключения, за невыполнение экспертами требования о предоставлении письменного уведомления часть 7 статьи 41 Закона о контрактной системе.

Услуги эксперта, экспертной организации для Заказчика по 44-ФЗ или 223-ФЗ

Компания «Бартон» уже много лет оказывает услуги эксперта, экспертной организации, а также услуги специализированной организации для Заказчика по 44-ФЗ или 223-ФЗ.

Эксперт, экспертная организация — обладающее специальными познаниями, опытом, квалификацией лицо, которое осуществляет деятельность по изучению и оценке предмета экспертизы, а также по подготовке экспертных заключений по поставленным вопросам (п. 15 ст. 3 Закона № 44-ФЗ). Заказчик обязан привлекать экспертов, экспертные организации к проведению экспертизы товара, работы, услуги, если закупка осуществляется у единственного поставщика на основании п. п. 2, 3, 7, 9 — 14, 16, 19 — 21, 24, 25, 28 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ. Правительство РФ может определить иные случаи обязательного проведения экспертизы, однако в настоящее время они не установлены (ч. 4 ст. 94 Закона № 44-ФЗ).

Кроме того, заказчик привлекает экспертов, экспертные организации при осуществлении закупки в случаях, которые предусмотрены Законом № 44-ФЗ (ч. 1 ст. 41 Закона № 44-ФЗ). К ним относятся (ст. 58 Закона № 44-ФЗ):

1) оценка конкурсной документации в рамках предквалификационного отбора участников конкурса;

2) оценка заявок на участие в конкурсах в рамках предквалификационного отбора;

3) оценка соответствия участников конкурса дополнительным требованиям заказчика при проведении предквалификационного отбора.

Экспертиза в перечисленных случаях может проводиться по усмотрению заказчика. Необходимость ее проведения обусловлена установлением при проведении конкурса с ограниченным участием, двухэтапного конкурса дополнительных квалификационных требований к участникам закупки. К таким требованиям относятся условия о наличии у участников финансовых, материальных, кадровых ресурсов и опыта работы, связанного с предметом контракта, а также требования к деловой репутации. Установление указанных требований обусловлено технической и (или) технологической сложностью, инновационным, высокотехнологичным или специализированным характером объекта закупки (ч. 2 ст. 56 Закона № 44-ФЗ). Таким образом, у заказчика может возникнуть необходимость экспертно оценить требования, которые должны быть предъявлены к участникам закупки, а также соответствие участников этим требованиям;

4) приемка поставленного товара, результатов выполненной работы, оказанной услуги, а также отдельных этапов исполнения контракта (ч. 3, 4 ст. 94 Закона № 44-ФЗ).

При осуществлении приемки необходимо экспертно оценить представленные исполнителем результаты исполнения контракта на предмет соответствия его условиям.

Решение о привлечении к приемке эксперта, экспертной организации заказчик принимает по своему усмотрению, однако в ряде случаев их участие в приемке является обязательным. К ним относятся следующие случаи осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя):

1) закупка у исполнителя, определенного указом или распоряжением Президента РФ, постановлением или распоряжением Правительства РФ (п. 2 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ);

2) выполнение работы по мобилизационной подготовке в РФ (п. 3 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ);

3) закупка российских вооружения и военной техники, которые не имеют российских аналогов (п. 7 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ);

4) закупка услуг, срочность исполнения которых вызвана чрезвычайными и иными происшествиями (п. 9 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ);

5) поставка культурных ценностей для пополнения государственных фондов (п. 10 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ);

6) закупка товара, работы, услуги у учреждений и предприятий уголовно-исполнительной системы в соответствии с перечнем, утвержденным Правительством РФ (п. 11 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ);

7) заключение контрактов в целях трудоустройства осужденных (п. 12 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ);

8) закупка произведений литературы и искусства, исполнений, фонограмм у лица, которому принадлежат исключительные права на них (п. 13 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ);

9) закупка изданий определенных авторов у издателей, которым принадлежат исключительные права на использование таких изданий (п. 14 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ);

10) закупка услуг по организации участия в мероприятии, проводимом для нужд нескольких заказчиков (п. 16 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ);

11) закупка услуг по техническому и авторскому надзору (п. 19 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ);

12) закупка услуг, связанных с обеспечением визитов представителей иностранных государств (п. 20 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ);

13) закупка для обеспечения деятельности объектов государственной охраны (п. 21 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ);

14) заключение контракта после признания несостоявшимся определения поставщика (подрядчика, исполнителя) (п. п. 24, 25 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ);

15) закупка лекарственных препаратов для назначения пациенту при наличии медицинских показаний по решению врачебной комиссии (п. 28 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ).

Для привлечения к осуществлению закупки эксперта, экспертной организации заказчику необходимо их выбрать и заключить с ними контракт.

Срок: заключить контракт с экспертом, экспертной организацией целесообразно заранее, с учетом времени, необходимого для выбора эксперта, экспертной организации и заключения контракта. На практике проведение указанных мероприятий может занять от двух недель до трех месяцев.

2.1. Требования к экспертам, экспертным организациям

Эксперт, экспертная организация должны обладать специальными познаниями, опытом, квалификацией в отношении предмета экспертизы (п. 15 ст. 3 Закона № 44-ФЗ). Однако не каждое лицо, обладающее такими познаниями, опытом, квалификацией, может быть привлечено заказчиком в качестве эксперта, экспертной организации.

В ч. 2 ст. 41 Закона № 44-ФЗ определен перечень лиц, которые не могут привлекаться к проведению экспертизы. К ним относятся лица, с помощью которых заказчик или поставщик прямо и (или) косвенно может оказывать влияние на результат проводимой экспертизы, в частности:

1) лица, являющиеся либо являвшиеся в течение двух лет, предшествующих дате проведения экспертизы, должностными лицами или работниками заказчика или поставщика;

2) лица, имеющие имущественные интересы в заключении контракта, в отношении которого проводится экспертиза;

3) близкие родственники, усыновители или усыновленные руководителя заказчика, членов комиссии по осуществлению закупок, руководителя контрактной службы, контрактного управляющего, должностных лиц или работников поставщика либо лица состоящие с ними в браке;

4) юридические лица, в которых заказчик или поставщик имеют право распоряжаться более чем 20% общего количества голосов либо более чем 20% вкладов, долей.

Эксперт, экспертная организация обязаны письменно уведомить заказчика и поставщика о допустимости своего участия в проведении экспертизы и отсутствии оснований для недопуска к ее проведению (ч. 3 ст. 41 Закона № 44-ФЗ). В случае выявления в составе экспертов, экспертных организаций лиц, которые не могут привлекаться к проведению экспертизы, заказчик должен незамедлительно принять меры, направленные на привлечение иного эксперта, иной экспертной организации (ч. 4 ст. 41 Закона № 44-ФЗ).

2.2. Выбор эксперта, экспертной организации

Привлечение эксперта, экспертной организации осуществляется на основании договора (п. 15 ст. 3 Закона № 44-ФЗ). Закон № 44-ФЗ не определяет особенностей порядка выбора заказчиком экспертов, экспертных организаций для заключения такого договора. Следовательно, при выборе нужно руководствоваться общим порядком, установленным указанным Законом.

Таким образом, для осуществления закупки услуг экспертов, экспертных организаций заказчику необходимо:

1) определить предмет экспертизы;

2) выбрать способ определения исполнителя — эксперта, экспертной организации.

При выборе способа определения заказчик должен учитывать ограничения, предусмотренные Законом № 44-ФЗ для каждого из способов закупки (открытый конкурс, электронный аукцион, запрос котировок, закупка у единственного поставщика и т.д.);

3) провести процедуру определения исполнителя — эксперта, экспертной организации.

Если для проведения экспертизы необходимы осуществление исследований, испытаний, выполнение работ, оказание услуг и в отношении лиц, их осуществляющих, законодательством установлены обязательные требования (обязательная аккредитация, лицензирование, членство в саморегулируемых организациях), отбор экспертов, экспертных организаций производится из числа лиц, соответствующих указанным требованиям (ч. 8 ст. 41 Закона № 44-ФЗ);

4) заключить контракт с экспертом, экспертной организацией.

2.3. Контракт с экспертом, экспертной организацией

Заказчик привлекает эксперта, экспертную организацию на основании договора (п. 15 ст. 3 Закона № 44-ФЗ). Ввиду отсутствия в Законе № 44-ФЗ указания на особенности порядка заключения контракта с экспертом, экспертной организацией такой контракт должен заключаться по результатам определения исполнителя в общем порядке, предусмотренном названным Законом.

Форма: произвольная.

Если закупка услуг эксперта, экспертной организации осуществляется путём проведения конкурса, аукциона, запроса котировок, форма контракта должна соответствовать проекту контракта, утвержденному в составе документации о закупке.

Если закупка осуществляется на сумму не более 100 тыс. руб. у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ, контракт может быть заключен в устной форме (ч. 15 ст. 34 Закона № 44-ФЗ).

Читайте также:  Куда звонить чтобы узнать почему нет света. Куда звонить, если без предупреждения отключили свет? Полезная информация

Обязательно указать:

1) условия, которые являются обязательными для включения в контракт в соответствии с Законом № 44-ФЗ;

2) предмет экспертизы, функции и полномочия эксперта, экспертной организации;

3) условие о праве эксперта, экспертной организации запрашивать у заказчика, поставщика (подрядчика, исполнителя) дополнительные материалы, относящиеся к предмету экспертизы (ч. 6 ст. 41 Закона № 44-ФЗ);

4) вид и размер ответственности эксперта, экспертной организации, в том числе за предоставление недостоверных результатов экспертизы, недостоверного или заведомо ложного экспертного заключения, невыполнение экспертом требования об уведомлении заказчика о наличии оснований для отстранения от проведения экспертизы (ч. 7 ст. 41 Закона № 44-ФЗ).

Кто составляет: юрист или работник контрактной службы (контрактный управляющий) по согласованию с юристом, отраслевыми подразделениями.

Кто подписывает: руководитель заказчика или иное уполномоченное лицо.

ОБРАЗЦЫ ДОКУМЕНТОВ. ПРИВЛЕЧЕНИЕ К ОСУЩЕСТВЛЕНИЮ ЗАКУПКИ ЭКСПЕРТА, ЭКСПЕРТНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

При выборе способа определения заказчик должен учитывать ограничения, предусмотренные Законом 44-ФЗ для каждого из способов закупки открытый конкурс, электронный аукцион, запрос котировок, закупка у единственного поставщика и т.

Экспертами не могут быть:

(Часть 2 ст.41 Закона 44-ФЗ)

1) физические лица:
а) являющиеся либо в течение менее чем двух лет, предшествующих дате проведения экспертизы, являвшиеся должностными лицами или работниками заказчика, осуществляющего проведение экспертизы, либо поставщика (подрядчика, исполнителя);
б) имеющие имущественные интересы в заключении контракта, в отношении которого проводится экспертиза;
в) являющиеся близкими родственниками (родственниками по прямой восходящей и нисходящей линии (родителями и детьми, дедушкой, бабушкой и внуками), полнородными и неполнородными (имеющими общих отца или мать) братьями и сестрами), усыновителями или усыновленными с руководителем заказчика, членами комиссии по осуществлению закупок, руководителем контрактной службы, контрактным управляющим, должностными лицами или работниками поставщика (подрядчика, исполнителя) либо состоящие с ними в браке;
2) юридические лица, в которых заказчик или поставщик (подрядчик, исполнитель) имеет право распоряжаться более чем 20% общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции, либо более чем 20% вкладов, долей, составляющих уставный или складочный капитал юридических лиц;
3) физические лица или юридические лица в случае, если заказчик или поставщик (подрядчик, исполнитель) прямо и (или) косвенно (через третье лицо) может оказывать влияние на результат проводимой такими лицом или лицами экспертизы.

Экспертиза проводится на возмездной основе, оплата должна осуществляться заказчиком.

Образец заключения

Если контролеры нашли нарушения, которые все же не препятствуют приемке, в заключение они могут включить предложения об их устранении.

5. Что проверяется при приемке?

Первое, на что обращают внимание специалисты при проверке, это ненадлежащее качество и объем ТРУ. Приемка бывает:

  • сплошная — проверяется вся продукция;
  • выборочная — проверяется определенная часть товара с распространением результатов проверки на всю партию, если это предусмотрено техрегламентами, ГОСТами, ТУ, особыми условиями поставки или договором.

Одновременно с проверкой качества продукции проводится проверка комплектности, маркировки, соответствия тары и упаковки требованиям техрегламентов, ГОСТов, ТУ, образцам.

Затем следует проверить подлинность всех необходимых для проведения экспертизы бумаг, полученных от исполнителя: счета, накладные, акты приемки, спецификации и др. Вся документация должна относиться к предмету контракта, этот момент также проверяется. Если для специалиста проблематично установить данное обстоятельство или у него возникают сомнения, то в своем заключении он должен сделать отметку и указать причины.

Если какие-то бумаги отсутствуют, то эксперт сообщает этот факт руководителю, который принимает решение о последующей проверке.

Некоторая продукция может быть полностью оценена только после ее потребления или окончательного исполнения (бензин, пищевая продукция, перчатки, реактивы, ремонт техники и др.). В таком случае проверяющий вправе оценивать качество, ориентируясь на мнение и жалобы непосредственных потребителей продукции.

Заказчик подписывает документ о приемке, если предмет контракта соответствует всем условиям. Чаще всего, это товарная накладная или акт выполненных работ, оказанных услуг. Оформлять иные документы о соответствии ТРУ всем требованиям 44-ФЗ не требует.

Если в результате приемки установлены какие-либо недочеты или несоответствия, то составляется протокол разногласий, акт расхождений, или иной документ в свободной форме.

Если в результате приемки установлены какие-либо недочеты или несоответствия, то составляется протокол разногласий, акт расхождений, или иной документ в свободной форме.

Экспертиза по контракту в рамках Закона № 44-ФЗ

Согласно ч.3 ст.94 Закона № 44-ФЗ заказчики обязаны проводить экспертизу принимаемой продукции. Такая экспертиза должна проводиться своими силами («внутренняя экспертиза») либо к ее проведению могут привлекаться эксперты, экспертные организации («внешняя экспертиза»).

Экспертиза должна проводиться даже в том случае, когда провести ее на практике невозможно.

Проведение экспертизы, требованиях к экспертам (экспертным организациям) и закупке услуг по проведению экспертизы по 44

После того, как Поставщик исполнил контракт, Заказчик осуществляет приемку поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги и обязан привлечь экспертов, экспертные организации для выполнения экспертизы результатов исполнения контракта.

Для чего и в каких случаях проводится экспертиза по 44-ФЗ

Согласно ч.3 ст.94 № 44-ФЗ Экспертизу проводят для проверки результатов исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств по контракту в части их соответствия условиям контракта. Заказчик обязан провести экспертизу при приемке товара или результата оказания услуги, выполнения работы по контракту.

  • исполнение поставщиком обязательств по контрактам, заключенным до вступления в силу 44-ФЗ.
  • в случае, когда контрактом предусмотрено поэтапное исполнение обязательств, экспертиза результатов и их приёмка проводится по окончании каждого такого этапа.

Если в контракте не указано поэтапное исполнение контрактных обязательств, но фактически приемка и оплата производятся периодически, например, ежемесячно, у Заказчика возникает обязанность провести экспертизу в каждом случае приемки результатов (см. Письмо МЭР от 31.12.2014 №Д28и-2919).

Заказчик обязан привлечь экспертов, если закупка осуществляется у единственного поставщика (ч.4 ст.94 № 44-ФЗ).

  • закупка услуг экспертных организаций, экспертов
  • закупки по основаниям, предусмотренных пунктами 1 — 9, 14, 15, 17 — 23, пунктом 24 (только при осуществлении закупок для обеспечения федеральных нужд), пунктами 25, 26, 28 — 30, 32, 33, 36, 40, 41, 42, 44, 45, 46, 47 — 48 части 1 статьи 93
  • предметом закупки является разработка проектной документации объекта капитального строительства и (или) результаты инженерных изысканий, уже прошедшие обязательную государственную или негосударственную экспертизу.
  1. К проведению экспертизы могут привлекаться эксперты, экспертные организации только на основании контрактов, заключенных в соответствии с 44-ФЗ.
  2. Эксперты, экспертные организации имеют право запрашивать у заказчика и поставщика дополнительные материалы, относящиеся к условиям исполнения контракта и отдельным этапам исполнения контракта.
  3. Результаты экспертизы оформляются в виде заключения, которое подписывается экспертом, уполномоченным представителем экспертной организации. В случае, если по результатам экспертизы установлены нарушения требований контракта, не препятствующие приемке, в заключении могут содержаться предложения об устранении нарушений, в том числе с указанием срока их устранения.

Экспертиза силами заказчика

Руководитель издает приказ о создании экспертной комиссии.

В состав комиссии включаются не менее 5 человек.

В приказе о проведении экспертизы указывается номер и предмет контракта, по которому проводится экспертиза, сроки и этапы ее проведения.

Приемка результатов исполнения контракта

Приёмка осуществляется в порядке и в сроки, установленные контрактом.

Если экспертизу проводили эксперты, заказчик обязан учесть выводы, представленные в заключении по результатам экспертизы.

Если же эксперты не привлекались, то документ о приемке товара, работы, услуги, оформленный и подписанный заказчиком, является одновременно документом, подтверждающим проведение экспертизы силами заказчика. Это может быть акт сдачи-приемки, либо какой-то иной документ, в котором перечисляются выполненные работы или поставленные товары, а также фиксируются претензии сторон, при наличии таковых.

Если выявленное несоответствие не препятствует приёмке результатов исполнения контракта, либо оно уже устранено исполнителем, то заказчик вправе не отказывать в приёмке.

В случае если Заказчик считает, что результаты исполнения не соответствуют требованиям контракта (в том числе и на основании заключения экспертов), то он должен направляет поставщику в письменной форме мотивированный отказ от подписания такого документа, в сроки, которые определены в контракте для приемки результатов.

Также Заказчик должен сформировать отчет с информацией об исполнении/ненадлежащем исполнении обязательств по контракту (по каждому этапу).

  • контракты, заключенные в соответствии с пунктами 4 («малые» закупки), 5 (закупки учреждений культуры до 400 тыс.руб.), 23 или 44 части 1 статьи 93.

Отчет должен быть размещен в единой информационной системе, к нему прикладывается документ, свидетельствующий о приемке результатов (или документ, содержащий обоснованный отказ в приемке). А если экспертиза проводилась силами экспертов, то и заключение, составленное по итогам экспертизы.

Центр госзаказа МАП имеет опыт выдачи экспертных Заключений в рамках 44 ФЗ.

Материал подготовлен специалистами ЦЕНТРА ГОСЗАКАЗА МАП

+7 (495) 585-32-69
+7 (925) 804-51-52

исполнение поставщиком обязательств по контрактам, заключенным до вступления в силу 44-ФЗ.

Документы, подтверждающие отсутствие конфликта интересов.

Эксперт, экспертная организация обязаны уведомить в письменной форме заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) о допустимости своего участия в проведении экспертизы, в том числе об отсутствии оснований для недопуска к проведению экспертизы (ч.3 ст. 41 Закона № 44-ФЗ).

3 физические лица или юридические лица в случае, если заказчик или поставщик подрядчик, исполнитель прямо и или косвенно через третье лицо может оказывать влияние на результат проводимой такими лицом или лицами экспертизы.

Добавить комментарий